Студенты 3 курса факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета посетили Управление Астраханского заповедника, где узнали больше о научных исследованиях и работе специалиста по связям с общественностью. Сейчас у будущих журналистов проходит курс научной журналистики, поэтому беседа с научными сотрудниками Астраханского заповедника полезна для развития их профессиональных навыков и пополнения багажа полезных фоновых знаний.
Сначала студенты на вводной лекции кратко познакомились с историей Астраханского заповедника, узнали о флоре и фауне Волжской дельты, а также затронули экологические проблемы, с которыми сейчас сталкиваются специалисты заповедника. Среди них стремительное обмеление авандельты и растительные пожары. Также студенты разоблачили миф о том, что лотос заболачивает водоёмы. Разрастание лотоса в водоёмах – это следствие понижения общего уровня воды, а не причина. Если уровень воды вернётся к прежнему, то площадь зарослей лотоса сократится, они будут располагаться ближе к береговой зоне, так как этот древний цветок очень чувствителен к уровню и температуре воды.
Также ребята чуть ближе познакомились с работой пресс-службы заповедника, узнали, какие стоят задачи и разобрали особенности работы. А задач стоит много – изложить самые интересные новости из жизни заповедника, не забывать красоты природы и рассказывать о животных и растениях, и, самое главное, нести в массы мысль, что сейчас природа нуждается в заботе человека как никогда.
Далее началась самая любопытная часть – студенты отправились в научные лаборатории Астраханского заповедника. Первой стала лаборатория геоботаники, где хранятся образцы, которые были собраны в ещё начале прошлого века. Некоторые старые гербарии студенты даже смогли изучить вблизи.
Студенты также познакомились с такой наукой, как фенология, о которой говорят не часто, однако это очень важная и интересная область исследований. Фенология – система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Именно с помощью фенологии можно отследить динамику природных процессов, и чем дольше идут наблюдения, тем полнее картина. В фенологических наблюдениях участвуют все сотрудники заповедника, заполняя для каждого явления (изменение в погоде, встреча животного, цветение растений и т.д.) специальную карточку.
Ребята в лаборатории ихтиологии и гидробиологии увидели раковины недавнего вселенца Астраханского заповедника – Sinanodonta lauta. Раковины синанодонты отличаются большим размером, чем раковины привычного обитателя наших водоёмов – пресноводного двустворчатого моллюска Anodonta. В Астраханской области находили синанодонты, которые достигали размера суповой тарелки. Помимо этого, студенты узнали, как правильно готовятся научные препараты и смогли рассмотреть близи свежие образцы. ППомимо этого, студенты ознакомились с профессией почвоведа и выяснили, как могут использовать искусственный интеллект в своей работе орнитологи заповедника.
Больше всего ребят впечатлил визит в лабораторию паразитологии. Они вблизи смогли рассмотреть представителей паразитофауны, их познакомили с жизненными циклами паразитов, ведь некоторые представили в течение жизни могут сменить аж четыре хозяина и даже превращать моллюсков или рыб в настоящих «зомби», управляя их поведением.
Остаётся пожелать удачи студентам в их пути. Возможно, в будущем ребята захотят стать именно научными журналистами.