Астраханский государственный заповедник посетил Игорь Петрович Шпиленок – пример для фотографов-натуралистов, основатель и первый директор заповедника «Брянский лес», автор популярных фотокниг о природе и настоящий человек-энциклопедия заповедного дела. Он давно с природой на «ты», с удовольствием жил год на отдалённом кордоне в Кроноцком заповеднике «бок о бок» с медведями и часть жизни посвятил путешествиям по заповедным территориям России. Сейчас Игорь Петрович вновь в экспедиции – за рулём настоящего автодома – бороздит необъятные просторы нашей страны. Название экспедиции отражает всю её масштабность – «Заповедная Россия от Кольского до Камчатского». Сегодня побеседуем с этим удивительным человеком и чуть больше узнаем о его жизни.
Вы позиционируете себя больше, как фотограф или работник заповедного? Или для вас это две неразрывные стороны жизни?
Дело в том, что фотография мне в 80-е годы помогла создать заповедник «Брянский лес». Я задал себе вопрос, как донести до правительства России и общественности, что на моей любимой родине необходимо создать заповедник? Природа Брянского леса уничтожалась «семимильными шагами». Но что я могу сделать, если я простой студент? Тогда я взял в руки фотоаппарат, начал организовывать фотовыставки, публиковать статьи с призывами сберечь природу родного края, но главным аргументом стали фотографии. Оказалось, не я один считал, что природа Брянского леса нуждается в сохранении. Удалось найти много единомышленников и поддержу. Получается, фотография стала катализатором образования целого заповедника!
Значит, фотография для вас – целый образ жизни?
Да, и этот образ жизни перетекает в мои временные профессии. Я прикасался ко многим сторонам заповедного дела. Занимательно, что начал я работать директором заповедника, а «дошёл» до рядового государственного инспектора, также был лаборантом научного дела, охранял долину гейзеров и многое-многое другое, сейчас работаю в Росзаповедцентре. Но неизменным моим спутником в любом деле был и есть фотоаппарат. Фотография – отличный способ донести свои идеи до большого количества людей.
А почему именно заповедное дело? Что вас привлекло в заповедных территориях?
Человек слишком быстро трансформирует нашу планету и, к сожалению, очень часто необдуманно. На заповедных территориях мы можем наблюдать, как изменились экосистемы вне заповедных территорий. Это опорные точки, без них люди через два-три поколения не заметят, как далеко они ушли от первозданной природы. Заповедные территории – дом для дикой природы, а дикая природа сейчас как шагреневая кожа – всё сжимается и сжимается, в конечном итоге может вовсе исчезнуть. Поэтому ценность заповедников растёт драматически быстро, а территорий, где можно создать заповедники, остаётся всё меньше. По этой причине люди, которые будут жить после нас, будут относиться с гораздо большим уважением к заповедным территориям.
Сейчас идёт уже вторая экспедиция по заповедникам России. А как возникла идея совершить экспедицию в первый раз? И зачем вы отравились во вторую?
В 2013 году я задумался, что совсем скоро будет столетие заповедной системы. И практически «накануне» я решил заранее проехать по многим нашим заповедным территориям. Маршрут тогда я начал от Брянского леса, где родился и работал директором, и прошёл путь до Камчатки. Этот маршрут занял у меня четыре года. Я сделал фоторассказ, каким стали наши заповедники за сто лет развития системы. Сейчас снова решил проехать от западной границы нашей страны до восточной границы примерно по тому же маршруту с целью показать заповедную Россию с высоты птичьего полёта. В прошлую экспедицию квадрокоптеры ещё не были так доступны и нельзя было сделать достаточно качественные снимки с воздуха. Новую экспедицию я решил начать не в Брянском лесу, а от границы с Норвегией, от заповедника Пасвик в Мурманской области. Путешествие стартовало в конце августа. Получается, что к концу ноября мы уже пересекли нашу страну с севера на юг в самой широкой её части. Астраханский заповедник – это уже шестнадцатый заповедник на маршруте. Затем мы едем в Дагестан и так далее, в конце мы прибудем на Камчатский полуостров.
Вы фотографируете только природу или в круг ваших интересов входит что-то ещё?
Меня интересуют также большие события в заповедном деле и природоохранные проекты. Например, девять лет назад снимал, как идёт борьба за восстановление сайгаков. Снимаю и ветеранов заповедного дела. Ещё одна из моих задач – это состыковать как можно больше фотографов и заповедных территорий. Я заметил, что на территорию Астраханского заповедника приезжают интересные фотографы, организовываются фотопроекты, фотовыставки и даже фототуры, это очень здорово! Фотография – это оружие в борьбе за сохранение природы, поэтому важно поддерживать связь между заповедными территориями и фотографами, которые могут показать «душу» заповедной природы всему миру с помощью своих снимков.
Вы постоянно находитесь наедине с дикой природой, а можете поделиться забавной историей, связанной с животными?
Называю своей второй родиной Кроноцкой заповедник, я там провёл в общей сложности десять лет. Ради одного фотопроекта остался на отдалённом кордоне практически в избушке на целый год. И я был действительно счастлив этот год, сделал лучшие свои снимки, написал самую популярную книгу и… жил с медведями. Я год находился бок о бок с медведями, и животные так привыкли ко мне, что даже предлагали мне с ними поиграть. Молодые медведи прыгали вокруг меня, заманивали в игру, как домашние собаки. Иногда спали на крыльце и заглядывали в окна. На обложке одной из моих книг как раз находится фотография, как медведь заглядывает в окна. Иногда медведь утыкался носом в стекло и внимательно смотрел, что я делаю. А я подойду и с другой стороны и тоже носом уткнусь. То есть между нами оставалось три миллиметра стекла. Невероятный опыт, чувствуешь всю энергетику дикого зверя.
А есть какая-то конечная цель у этой колоссальной работы всей вашей жизни?
Одна из моих глобальных задач – гармонизировать отношения между дикой природой, которой становится всё меньше, и людьми, которых становится всё больше. Мы должны найти баланс между развитием промышленности и сохранением нашего общего дома – такой прекрасной зелёной планеты. Я хочу поведать как можно большему количеству людей о работе заповедной системы. И самое важное – сделать так, чтобы человек был не просто наблюдателем, а стал сторонником заповедного дела, а ещё лучше, чтобы он влюбился в заповедное дело. Потому что мы обязательно боремся душой и телом за то, что мы любим.
Беседовать с Игорем Шпиленком о фотографии и заповедном деле можно бесконечно, историй об удивительном и забавном поведении животных, наверное, хватит, чтобы целый год их рассказывать по вечерам любопытным слушателям. Остаётся только пожелать Игорю Петровичу «попутного ветра» в долгой экспедиции!
Фото: Евгений Полонский. Текст: Дарья Серегина