Название конкурса экологических исследовательских проектов, который проводился Астраханским заповедником, говорит само за себя. Юные исследователи в своих работах не только изучали различные экологические проблемы, но и искали пути их решения, предлагали идеи для уменьшения бытовых отходов и “экологического следа” своей семьи, проводили эксперименты по восстановлению численности фазана, создали вермиферму в домашних условиях, испытали технологию изготовления биопластика, определяли влияние качества среды на развитие различных растений – это лишь малая часть актуальных и интересных тем, представленных на конкурс.
Всего на заочный этап поступило 39 проектов, выполненых учащимися образовательных учреждений города Астрахани и Астраханской области. По результатам предварительного отбора к очной защите были допущены 36 проектов. Главным критерием отбора являлось обязательное наличие практической или исследовательской составляющей проекта. Защита проектов проходила три дня, а все проекты были распределены по секциям. Для оценки проектов была сформирована экспертная команда жюри. В команду жюри вошли сотрудники Астраханского заповедника: начальник отдела экологического просвещения Наталья Мех, методист отдела экологического просвещения Елена Хищенко, заместитель директора по научной работе Кирилл Литвинов, ведущий научный сотрудник Александр Калмыков, научный сотрудник Наталья Литвинова и научный сотрудник Мария Бирюкова. В состав жюри также вошли сотрудники организаций-партнёров, которые подержали наш конкурс: декан биологического факультета, доктор биологических наук, профессор АГУ Елена Кондратенко, заместитель управляющего Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк Василий Крыльцов, педагог дополнительного образования Регионального школьного технопарка Анастасия Дедова, а также заместитель начальника Астраханского отдела по водному хозяйству филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» Михаил Щеглов.
Первое место в секции «Способы сокращения отходов и введение системы рециклинга» занял учащийся Приволжской СОШ №1 Молчанов Лев с проектом «Батарейка – источник опасности». Он доказал вред влияния химических веществ, содержащихся в батарейке, на живые организмы. В ходе эксперимента Молчанов Лев моделировал опасность случайного проглатывания батарейки каким-либо животным. Он помещал разные типы батареек на куриное мясо и фиксировал характерные ожоги на тканях спустя непродолжительное время. Декан биологического факультета АГУ Елена Кондратенко была впечатлена степенью проработанности проекта юного исследователя и предложила ему продолжить свою экспериментальную работу на базе лаборатории АГУ. Также первое место в этой секции занял ученик Гимназии №1 Максим Павлов с проектом «Крахмальный молочный биопластик как альтернативный вид замены пластиковой упаковки”. Он протестировал несколько видов биопластика, в том числе создал биопластик из молока и уксуса. Данный вид пластика может быть применим в изготовлении брелоков, сувениров и магнитиков. В этой секции высокую оценку получил и проект «Использование хвои новогодней сосны в плетении» Альмиры Давлетбаивой, Динары Джумамбетовой и Айданы Имангазиевой, учениц СОШ №27. Благодаря этой технологии новогодние ёлки после праздника получат вторую жизнь – их хвоя будет использована для плетения различных салфеток, корзиночек, карандашниц, шкатулок. Проект был особо отмечен заместителем управляющего Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк Василием Крыльцовым и он попросил его авторов провести мастер-класс для работников Сбербанка.
Секция «Основные проблемы утилизации мусора» показала высокий интерес юных экологов к этой насущной проблеме. Одним из победителей секции жюри выбрало проект «Проблемы утилизации бытовых отходов села Тишково» учащейся Тишковской СОШ Екатерины Богатовой.
Она проводила свои исследования в родном селе, выявила места стихийных свалок, разработала план решения проблемы и уже начала его осуществление. Другой проект «Проблемы утилизации мусора и способы её решения» Марии Фоменко, ученицы СОШ №40 также получил высокую оценку жюри. Автор проекта исследовала проблему утилизации различных отходов: строительных, бумажных и пищевых.
В секции «Экономия ресурсов в быту и использование альтернативных источников энергии» второе место заняла ученица Гимназии №1 Александра Щуклинова, которая представила проект «Рациональное использование водных ресурсов и технологии УЗВ». С помощью системы аквапоники она выращивала микрозелень и составила бизнес-план для создания небольшого экологического производства.
Проект «Исследование состава и качества молока» учащихся Приволжской СОШ №1 Александры Кузнецовой и Дарьи Фролковой одержал победу в секции «Изучение качества окружающей среды». Был проведен эксперимент по определению качества различных марок молока, доступных в обычном супермаркете. Определялось наличие в молоке посторонних примесей и жирность. В качестве контроля использовалось настоящее сельское коровье молоко. Высокую оценку жюри в этой секции получил проект «Установление зависимости между составом материала и интенсивностью его разложения в почве» учеников Икрянинской СОШ Юлии Ефремовой и Ксении Ракиной.
В секции «Проблемы сохранения уникальных природных ландшафтов дельты Волги» лидировали ученики Краснобаррикадинской СОШ Элина Исалиева и Дарья Михайлова с исследовательской работой «Влияние весеннего пала тростника на рост и развитие мальков рыб на территории полоев у р.н. Красные Баррикады».
В секции «Организация исследовательской деятельности на пришкольных участках» было определено два победителя. Это ученики Гимназии №4 Полина Анохина, Ирина Мозгунова, Амаль Каракашев с проектом «Влияние света на рост и развитие растений». Второй победитель – Константин Глебов, ученик СОШ №13, которые представил проект «Как я вырастил имбирь». Он попытался вырастить имбирь в условиях Астраханской области. И у него это получилось! Это может быть полезно для развития сельскохозяйственной деятельности региона в будущем, так как имбирь в Астраханской области ранее не выращивали.
Проект «Восстановление популяций фазанов в зоне Западно-подстепных ильменей» стал одним из победителей секции «Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия дельты Волги». Ученица Лиманской СОШ №1 Мадина Абдуллаева провела свой эксперимент в урочищах Западно-подстепных ильменей, она изучила проблему сокращения популяции фазанов на данной территории и провела работу по привлечению птиц с помощью улучшения кормовой базы в виде установки кормушки и охраны мест обитания, а также путём выращивания цыплят фазанов и выпуска их затем в дикую среду обитания. Другим победителем стал проект «Степное чудо в опасности» учеников Лиманской СОШ №1 Игоря Ганноченко и Екатерины Началовой. В рамках проекта была организована работа степного клуба «Возрождение» для информирования населения о проблемах сохранения сайгака и поддержки деятельности по его охране. В течение двух лет на базе клуба проводились различные акции, полевые наблюдения и открытые уроки.
Все победители получили дипломы Астраханского заповедника и подарки. Также особыми призами от ПАО Сбербанк были отмечены 6 проектов: «Батарейка – источник опасности для окружающей среды», «Использование хвои новогодней сосны в плетении», «Установление зависимости между составом материала и интенсивностью его разложения в почве», «Влияние весеннего пала тростника на рост и развитие мальков рыб на территории полоев у р.п. Красные Баррикады», «Как я вырастил имбирь».
Астраханский заповедник благодарит участников конкурса, членов жюри, а также наших партнёров – Региональный школьный технопарк за помощь в проведении одной из секций конкурса в режиме онлайн. Приглашаем к участию в конкурсе юных экологов и ждём новые исследовательские проекты уже в новом учебном год.
Больше фотографий с мероприятия можно найти по ссылке.