В течение пяти дней студенты Астраханского государственного университета проходили коллективную полевую практику в Астраханском заповеднике. В ней приняли участие 16 человек, обучающиеся по направлению «Биология». Курировал проведение практики доцент кафедры ботаники, биологии экосистем и земельных ресурсов, к.б.н. Татьяна Алексеевна Пилипенко. Программа практики была направлена на обучение методам научных исследований высших растений и различных групп позвоночных животных. Студенты прослушали цикл лекций и закрепили знания практическими занятиями в полевых условиях. Будущих учёных обучали собирать материал, правильно его сохранять и проводить первичную обработку для последующего анализа. Всё это под руководством опытных научных сотрудников заповедника, за плечами которых многолетние исследования природы Волжской дельты.
Трудно представить более подходящую для получения практических навыков студентов-биологов площадку, чем заповедник. Астраханский заповедник – это уникальная территория со своим неповторимым биоразнообразием, а научные исследования ведутся здесь на протяжении десятков лет. Некоторые – с момента образования заповедника, которому уже более ста лет. За такой внушительный срок заповедник наработал богатую научную базу, а научные традиции бережно сохраняются последователями-учёными.
Флору Астраханского заповедника студенты изучали вместе с геоботаником Натальей Литвиновой. Она уже более пятнадцати лет проводит наблюдения за развитием растительного мира заповедника. Студенты изучали видовой состав растительности, особенности произрастания на территории заповедника. Группа совершала полевые выходы, во время которых ребята учились проводить геоботаническое описание растительных сообществ на конкретном участке. Также ребятам показали, как правильно подготавливать гербарий. Студенты посетили экологическую тропу, но не в качестве туристов, а как исследователи. Тропа проходит по четырём острова дельты Волги, проходя через участки с разными типами растительных сообществ.
Следующее интересное направление практики – зоология позвоночных. В рамках этого блока студенты изучали амфибий и рептилий, рыб, млекопитающих и птиц. Ихтиолог Кирилл Литвинов показал, как проходит контрольный лов рыбы и первичная обработка собранного материала. Ребята учились определять виды рыб, осматривали отдельно молодь и уже взрослых особей. Особое внимание было уделено правильному фиксированию данных проведённого анализа.
Учиться читать следы животных не так просто, как кажется с первого взгляда. А ведь это важный источник научных данных. Во время лекции студенты узнали, где можно обнаружить следы зверей и как отличить по отпечатку лапы, например, барсука от лисицы. Закрепили полученные знания на местности во время полевого выхода.
Опытный орнитолог Наталья Мещерякова рассказала студентам о птицах заповедника и основных методах из изучения, как классических, так и современных. К современным методам изучения орнитофауны можно отнести применение во время мониторинга различной фототехники и беспилотных летательных аппаратов. Студенты попробовали применить классические методы изучения пернатых. Они провели маршрутный учет на лодке по протокам дельты и пробовали различать птиц по их голосам.
По итогам практики студенты собрали исследовательский материал, который они уже дальше будут обрабатывать на базе университета. Будущие учёные получили уникальный опыт проведения исследований, научились самостоятельно отбирать материл и знают, какую методику исследования к нему применить.
Фото: Наталья Мещерякова