Заметка старшего научного сотрудника Астраханского заповедника Степана Подоляко
Ещё при подготовке материала для книги «Заповедный век» несколько лет назад, при составлении реконструкции событий, предшествовавших организации Астраханского государственного заповедника, меня озадачил факт проведения двух обследований дельты Волги на судне «Почин».
Первое обследование (или «экскурсия», как тогда писали) было проведено членами Петровского общества исследователей Астраханского края с целью подбора участков для проекта Хлебникова об организации заповедника (информация о нем есть в отчетах Общества).
Однако цель второго обследования заросли лотоса в 1918 году, о которой пишет Подъяпольский в своей книге «В устьях Волги» (1927), проведенного опять-таки на судне «Почин», оставалась не вполне ясной.
Перечислю участников этой экскурсии так, как они обычно упоминаются в астраханской краеведческой литературе: ихтиологи Ф.Ф. Каврайский, Н.Л. Чугунов, ботаник Н.Л. Чугунова-Сахарова, сотрудник наркомата просвещения Н.Н. Подъяпольский, орнитолог В.А. Хлебников, его сын, поэт В. Хлебников с другом, поэтом Р. Ивневым.
При таком описании поездка выглядит как научная экспедиция, в которую за компанию увязались литераторы.
Разгадка истинной цели поездки кроется в человеке, упомянутом в этом списке последним. Рюрик Ивнев. Поэт, друг Велимира Хлебникова.
Удивительно, что никто из исследователей не обратил внимания на тот факт, что в сентябре (а не в ноябре, как почему-то указывал Подъяпольский) 1918 г. поэт Рюрик Ивнев занимал должность секретаря-заместителя наркома просвещения Российской республики. Фактически, он был членом Советского правительства, правой рукой А.В. Луначарского.
В Астрахань он прибыл в качестве эмиссара Совнаркома для участия в торжественном открытии 9 сентября 1918 г. Астраханского государственного университета. А после торжества, воспользовавшись уникальной возможностью, Подъяпольский и Хлебниковы вывезли его в дельту, посмотреть на последнюю заросль лотоса в ильмене Дамчик. Вот как вспоминает это сам Р. Ивнев: «В сентябре 1918 года А. В. Луначарский направил меня в Астрахань на открытие народного университета. Через несколько дней состоялось торжественное открытие Народного университета, и я мог бы отправиться в Москву; ибо как представитель наркома произнёс на этом открытии небольшую речь, но мой спутник Н.Н. Подъяпольский сказал: „Москва не убежит. Было бы преступлением не воспользоваться случаем и не осмотреть дельты Волги”. И со свойственной ему энергией выхлопотал у местной администрации трёхдневную поездку в дельту… В моей памяти эта поездка сохранилась как сказочное путешествие вне времени и пространства. По-настоящему меня сможет понять только тот, кому когда-нибудь довелось побывать в этих изумительных местах… Хлебников сорвал один из бесчисленных лотосов, окружавших нас, и молча протянул мне, протянул не так, как сделали бы другие, а по-своему, с какой-то трогательной неуклюжестью. „Это… это… от дельты Волги”, — тихо-тихо, почти шёпотом промолвил он».
В Москву к Луначарскому Ивнев увозил прекрасные впечатления, засушенный цветок лотоса и проект первого Советского заповедника, составленный В.А. Хлебниковым. А всего через пару месяцев в столицу вызвали Н.Н. Подъяпольского для встречи с Лениным и представления в наркомат просвещения подробной проектной сметы по организации Астраханского заповедника в дельте Волги…
Степан Подоляко
кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник