Галина Викторовна проработала в Астраханском заповеднике почти 28 лет, большую часть времени в должности заместителя директора по охране. Тушение пожаров, экстремальные полёты, становление практически с нуля отдела охраны, сотни проверок разного уровня, оказание помощи инспекторам при разбойном нападении на кордон, горькие потери коллег, интересные встречи и знакомства с замечательными людьми из разных заповедников и национальных парков – всё это было в жизни героической женщины, которая отдала более четверти века служению заповедному делу.
Галина Замятина на вопрос, почему она выбрала настолько нелёгкую профессию, которую не всякий мужчина потянет, не то что женщина на своих хрупких плечах, отвечает, что любовь к лесу она впитала в себя благодаря родителям. Она родилась в старинном селе Селитренное Харабалинского района Астраханской области, расположенном на Бэровских буграх. Её отец работал главным лесничим, поэтому в детстве Галина Викторовна вместе с ним ходила в лес, помогала пересчитывать деревья. Мама была по профессии лесотехником.
Галина Викторовна рассказывает, что не случайно выбрала именно Астраханский заповедник, любовь к этому месту в её сердце зародилась ещё в школе на уроках краеведения. Лотосы, раскаты, стаи лебедей-шипунов и другие невероятные красоты Волжской дельты – уже тогда всё это манило будущего заместителя по охране, пусть пока только со страниц книг.
Родители не хотели, чтобы их дочь работала в лесном хозяйстве, они считали, что эта отрасль не имеет перспектив. Но, несмотря на протест родителей, Галина Замятина окончила Воронежский лесотехнический институт и до заповедника работала 3 года по специальности инженером-технологом в крупном цеху мебельного комбината, затем 10 лет ведущим конструктором на заводе, который выпускал продукцию окрасочного оборудования и аппаратуру для машиностроительных заводов. Именно на заводах она приобрела ценный опыт руководителя и полезные инженерные навыки.
Когда Галина Викторовна устраивалась на работу в заповедник в далёком 1993 году, то изначально должна была заниматься исключительно «бумажной работой». Она и помыслить не могла, что вскоре будет бросаться в бой с пожарами и вести беседы с браконьерами, которые не всегда дружелюбно настроены. А пока её ждали другие трудности. Первая – на новом рабочем месте у неё не было наставника, поэтому в рабочий процесс ей приходилось вникать самой. Вторая трудность – два года до её прихода из-за отсутствия специалиста не велась никакая документация, помимо документов строгой отчётности по лесопользованию. С 1991 по 1992 год в журналах и папках ничего не было заполнено. По крупицам она восстанавливала информацию и заполняла все необходимые документы, а годовой отчёт требовалось сдать до конца января. В течение 3-х месяцев она в жёстком темпе, практически круглосуточно, корпела над документами. Когда пришла первая проверка – Галина Замятина встретила её достойно, грубых замечаний не было. До начала декабря она выстроила слаженную систему документооборота в отделе охраны. Теперь стало легче своевременно сдавать отчёты и предоставлять материалы для проверок, а также контролировать работу заповедных кордонов.
В 1994 году отделы охраны заповедников начали наделять полномочиями оформления административных правонарушений за нарушение режима заповедника и его охранных зон. Работы резко прибавилось – закономерно увеличился объём документации. Галине Викторовне пришлось изучать законодательную базу по административно-правовой практике, а затем обучать инспекторский состав оформлять административные правонарушения. Но и этот трудный этап был с успехом пройден. Астраханский заповедник вошел в пятерку первых, кто стал работать в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Заповедное дело захватило Галину Викторовну, она вникла в суть работы и с успехом её выполняла. Заместитель директора по охране Астраханского заповедника Сергей Петрович Коровин полностью доверял ей оформление документов. Помимо этого, Галина Замятина выезжала на заповедную территорию, контролировала работу государственных инспекторов, проводила ревизии обходов, инвентаризацию лесокультур. В должности старшего государственного инспектора она отработала десять лет, а в 2003 году Галина Замятина возглавила отдел охраны. Она прошла свой тернистый профессиональный путь от инженера по лесу до руководящей должности. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что она знает всю специфику работы отдела охраны изнутри, так сказать – с самых основ.
Галина Викторовна без утайки поделилась, что быть заместителем по охране женщине тяжело, но она всей душой прикипела к заповедному делу и не собиралась сдаваться. Одна из главных трудностей – подобная работа сопряжена с огромным нервным напряжением. Но, с другой стороны, заповедник дарит волну положительных эмоций. Так описывает свои чувства Галина Замятина: «Поднимается естественный лес – душа радуется и поёт, видно, как восстанавливается птичье население – ещё больший энергетический подъём. Я понимала, что не зря отдаю делу охраны все силы. Технологии рвутся вперёд на космические высоты, но земной шар настолько маленький и хрупкий. Человек не должен себя отрывать от природы, он должен обрести гармонию между прогрессом и сохранением окружающей среды, без этого никуда. Поэтому дети с молоком матери должны впитывать, что природу надо беречь».
Галина Замятина отмечает, что самым трудным в её работе было тушение возгораний. Она не могла стоять в стороне и давать распоряжения команде, потому что у неё болела душа от того, что заповедная природа гибнет в огненной стихии. Она сама, без единого сомнения, бросалась в борьбу с пламенем. В случае опасности могла перепрыгивать через огненную кромку на выгоревшую территорию, при этом не все мужчины могли это делать, но следовали за ней. «Приходилось и в грязи валяться, и в лужу упасть, чтобы намочить одежду, и она не загорелась. Совершенно не думаешь о своём внешнем виде, хоть и женщина. Надо сделать всё, чтобы показать пример парням, которые не знают, как действовать. Во время сдерживания огня приходилось быть начеку и трое суток, это очень тяжело, забываешь и о еде, и о сне. Никто не может бросить тушить, чуть ослабишь контроль – огненная стена мгновенно бросается вперёд и захватывает всё большие территории. От усталости в голове лишь одна мольба, чтобы это поскорее закончилось. Захватывает злость и ярость, такая же горячая, как и огонь, потому что борьба идёт на пределе человеческих сил. Я неоднократно это испытывала», – делится воспоминаниями Галина Викторовна.
С 35 лет Галина Замятина активно принимала участие в тушении пожаров, она отмечает, что, плюсом ещё ко всему вышесказанному, это тяжёлый физический труд. «Нужно тащить на себе пожарный рукав, хорошо, если с лодки помогаешь подавать воду. Иногда приходилось тянуть этот рукав по суходолу на Трёхизбинском участке и на островах на Обжоровском участке. Ещё очень тяжёлая экипировка, шлем, который закрывает обзор, а вокруг непролазный тростник или уже навалы выгоревшего тростника», – рассказывает о трудностях тушения возгорания Галина Замятина.
Но дела после тушения пожара ещё не заканчивались. На следующий же день заместитель по охране отправлялась на работу, чтобы подготовить нужную документацию. Раньше не было космоснимков, поэтому приходилось высчитывать площадь выгоревшей территории вручную на планшетах через кальку.
Всего же Галина Викторовна участвовала в тушении 26 крупных пожаров, последний она тушила в 2011 году. С 2012 года во время пожаров руководила штабом, обследовала, проводила расчеты по ущербу, но в пожарное пекло больше не бросалась, оставив этого дело мужчинам-инспекторам.
Галина Замятина не без радости отмечает, что люди стали более неравнодушны к пожарам. Общественность постепенно поднимается, проходят постоянные акции, организуются разнообразные экспедиции, снимаются агитационные ролики, проводятся уроки в школах, о проблеме пожаров говорят – и это очень важно.
Всю эту кипучую деятельность она успешно совмещала с семейной жизнью. Умению Галины Викторовны планировать своё время можно только позавидовать. У неё двое детей – девочек, они рано обучились самостоятельности, могли сами приготовить, и пироги пекли, и борщи варили. Но без внимания дети никогда не оставались. Днём строгий заместитель по охране, а вечером заботливый родитель. Галина Викторовна активно участвовала в школьной жизни детей, была главой родительского комитета, писала сценарии в стихах для школьных представлений. Секрет такой продуктивности она объясняет тем, что у неё во всём порядок, как в документах, так и дома. Например, она всегда складывает вещи на место, чтобы не тратить время на поиски. Это существенно экономит время и на уборку. Подобную скрупулёзность ей привила бабушка, и это не раз выручало Галину Викторовну, с таким основательным подходом дела вести намного легче.
В начале 2000-х годов Галина Замятина оформляла до 500 нарушений, в том числе по 20 уголовных дел в год. В то время приходилось печатать на машинке, хоть одна ошибка – всё заново, поэтому выполнять всё сразу идеально – это была не прихоть, а необходимость.
Приходилось, конечно же, задерживать браконьеров, люди встречались разные, в том числе и агрессивные. Но страха в женщине не было, а уверенность в том, что она делает всё правильно и только на пользу, давала ей силы и мотивацию. Заместитель по охране пыталась всегда пообщаться с нарушителями, выяснить их мотивы и переубедить, чтобы они больше никогда не возвращались к браконьерству. «Сиюминутная жадность приводит к катастрофе. Выхватить, выгоднее продать, а через пять, десять лет дети того же браконьера не будут даже знать, что такое сазан», – искренне посетовала Галина Викторовна.
Галина Замятина за годы работы пришла к однозначному выводу – без разницы, кто работает в должности заместителя по охране – мужчина или женщина. Главное – это личностные качества самого человека. В равной степени необходимыми задатками может обладать как женщина, так и мужчина. Самое основное качество, по мнению Галины Викторовны, которым должен обладать заместитель по охране – чувство колоссальной ответственности: «Зам по охране должен чётко понимать, что ему доверили самое важное – генетический фонд планеты, который необходимо сохранить. До своих подчинённых заместитель по охране тоже должен донести это, привить им такую же ответственность. Необходимо, чтобы заместитель по охране аккумулировал в себе знания, делился ими и всегда приходил на помощь хотя бы верным советом. Это специалист, у которого всегда можно найти ответ на любой вопрос, который касается не только охраны, но и всей работы заповедника».
Есть у Галины Викторовны ещё одна страсть – писать стихи. Строгий зам по охране не отвергала свою творческую сторону, она её развивала, а Астраханский заповедник стал её главным источником вдохновения. Писала она не только о чарующей природе Волжской дельты, но и о заповедных людях, ярких событиях, даже трудный пожар мог послужить основой для будущего произведения. В стройных стихотворных строках она нашла свою отдушину, «тихую гавань». Создавать стихи она начала ещё в школе, первое стихотворение было написано в первом классе. Долгие годы зам по охране писала для себя, потихоньку, но в 2019 году она взялась за это дело основательно. Галина Викторовна говорит, что толчком послужил взрыв эмоций, их надо было куда-то излить, а «бумага» слушает человека и впитывает его мысли лучше всего.
Теперь Галина Замятина может больше времени уделять любимому творчеству, в планах написание детских сказок, готовятся несколько стихов. Также она призналась, что является заядлой дачницей и очень любит выращивать цветы. Но Галина Замятина всегда готова прийти на помощь по любому вопросу, ведь Астраханский заповедник – это неотъемлемая и важная часть её жизни. Шутка ли, более четверти века отдавать всю себя без остатка заповедному делу. Смеясь, она говорит, что никогда не была «улиткой» и всегда жила с душой нараспашку, и дальше не собирается закрываться.
«Чем ты меньше хочешь от природы, тем больше она тебе даёт», – подводит итог своей колоссальной деятельности Галина Викторовна. И с этими словами очень трудно не согласиться.
Поделиться записью