Утро третьего дня началось с презентации научного сотрудника Астраханского заповедника Натальи Мещеряковой о растениях дельты Волги. После лекции участники дружно обсуждали значение растений в жизни человека и единогласно решили путем «мозгового штурма» и голосования, что растения дают человеку, прежде всего, кислород, пищу, сырье для изготовления одежды и лекарства, поэтому без растений жизнь человека, как в прочем и многих других живых организмов невозможна.
Затем, разбившись на две команды, ребята постарались определить ответить на вопросы: «Я растения, что я даю животным?» и «Я животное, что я даю растениям?». Каждая команда с большим энтузиазмом взялась за дело и уже через 20 минут представила подробную презентацию на заданную тему. Следует отметить, что работа в малых группах позволяет ребятам лучше узнать друг друга, и научиться работать с разными партнерами, поэтому организаторы полевой школы стараются постоянно обновлять их состав, «перемешивая» участников. Финалом утреннего мероприятия стало голосование за наиболее важные функции растений в жизни человека. По результатам голосования наибольшее число очков от юных натуралистов получили обеспечение человека кислородом, растительной пищей и сырья для производства одежды.
Кульминация дня ботаники – экскурсия на лодках к местам произрастания жемчужины дельты –
на лотосные поля. Почти все участники – как дети, так и взрослые, в этот день увидели лотос так близко впервые, и были поражены красотой и ароматом уникального цветка дельты. До самого отбоя выезд на лотосы был самой обсуждаемой темой дня.
В этот же день, воспользовавшись небольшим перерывом, взрослые участники собрались в Информационном центре Астраханского заповедника, чтобы и в формате круглого стола обменивались опытом прироодоохранной, научной и эколого-просветительской работы на базе своих ООПТ. Все участники почерпнули много нового из опыта своих коллег.
Елена Аникеенко, заместитель директора по экологическому просвещению, заповедник «Белогорье»: «В первую очередь меня интересовала «кухня» – организация полевой школы, потому что экологические лагеря, которые проходят у нас в «Белогорье», имеют немного другую специфику. Естественно меня интересовала финансовая сторона организации смены, и то, как вы приглашаете преподавателей для работы с детьми. Некоторые вопросы оказались крайне полезными, в частности ваша работа с туристическими группами, организация отдыха посетителей»
А пока взрослые занимались обсуждением различных важных вопросов, вожатая Таисия Лебедева предложила ребятам активную игру на внимательность. Условия игры оказались не сложными: по всей территории кордона ведущая спрятала листочки с загадками, ребусами, и другими подсказками ведущей. В течение часа ребятам предлагалось собрать и отгадать все задания – всего 14 точек, в каждой из которых была спрятана буква. Собрав все буквы, участники достигали цель – отгадать задуманное слово. Таисия Лебедева, вожатая смены: «В начале игры каждая команда получила треугольник, квадрат или круг – это были подсказки: эти же фигуры нужно было искать по кордону, они указывали на то место, где лежит очередная записка с заданием или загадкой. Некоторые были в стихотворной форме, как например, про столовую – «Мы знаем, здесь горячее и вкусненькое ждёт, никто-никто голодным отсюда не уйдет». Также были загадки про первый домик на кордоне, про местные деревья, про солнечную батарею. Могу сказать с полной уверенностью, ребята от игры остались в восторге и обсуждали её до позднего вечера».
После обеда Наталья Мещерякова провела для участников смены пешую экскурсию, в ходе которой рассказала об основных объектах фенологических наблюдений – ясене пенсильванском, лохе узколистном, тамариксе и других. Несмотря на то, что флора дельты Волги не отличается особым разнообразием, все участники отметили, что местный растительный мир весьма интересен и чрезвычайно вынослив, учитывая малоснежные холодные зимы, затопление прибрежной территории во время половодья и жаркое сухое лето. Позже свои знания, полученные за день, ребята проверяли в ходе викторине – такова традиция в нашей Полевой
экологической школе.
Образовательную программу третьего дня завершила презентация Ростовского заповедника и увлекательный фильм о его природе и обитателях. Вечерний досуг прошел не менее насыщенно и интересно, игра в «Ромашку» не оставила никого равнодушным: задания для участников были написаны на больших лепестках бумажной ромашки, и, разделившись на команды, школьники искали 10 способов нестандартного использования различных предметов, выполняли задачи на внимание, пели всем известную песню про новогоднюю елочку так, как бы это сделали отряд марширующих, артисты оперы и музыканты из рок-группы.
Пожалуй, самая душевная часть вечерней программы – «свечка», в этот раз прошла под эгидой благодарности сотрудникам столовой: каждый, беря в руки импровизированную свечу, начинал или заканчивал свою речь со слов похвалы повару – за вкусные завтраки, обеды и ужины. Отдельное спасибо по традиции отправилось в адрес организаторов смены и научным сотрудникам, ежедневно готовящим пищу для ума.
Яна Гольцева, пресс-секретарь Астраханского биосферного заповедника