Продолжается работа Полевой экологической школы «Заповедная смена». Программа Полевой школы очень разнообразна: практические занятия по изучению ихтиофауны Нижней Волги и природоохранные акции по спасению молоди рыб сочетаются с увлекательными лекциями, материал которых закрепляется в форме командных интеллектуальных соревнований – в играх и викторинах по итогам учебного дня, а свободное время можно использовать для отдыха или спортивного досуга – поиграть в футбол, волейбол, бадминтон или настольный теннис. Постепенно начинают оправдываться ожидания наших участников , которыми они поделились в первый день…
Итак ожидание первое: “Я ожидаю то, что мы узнаем про рыб больше нового. Как определить вид и пол. Где обитают и размножаются.”
Второй учебный день начался с лекции об ихтиофауне Астраханского заповедника. Заместитель директора по научной работе Кирилл Васильевич Литвинов и научный сотрудник Степан Александрович Подоляко рассказали ребятам о рыбах, которые обитают в дельте Волги. Особое внимание в ходе лекции было уделено информации об образе жизни различных видов рыб, а также ответам на вопросы участников. После вводной лекции все участники разделились на три группы: одна группа отправилась в лабораторию для практической работы по определению видовой принадлежности, пола и измерения различных физических показателей взрослых рыб; другая группа – в Учебный центр, где под бинокулярами им предстояло определить возраст различных видов рыб, а третья занималась изучением поведенческих реакций различных видов рыб в эксперименте “открытое поле”. После завершения своей работы группы менялись, таким образом каждая из них участвовала во всех практических занятиях.
После анализа контрольного улова в лаборатории были отобраны образцы чешуи у разных видов рыб, которые нашим участникам предстояло изучить под бинокуляром, чтобы узнать возраст. Многие участники впервые узнали о том, что возраст рыбы можно определить по годовым кольцам на чешуе, как у деревьев! Открытие “что с помощью лупы и чешуи можно узнать возраст рыбы” подвигло наших юных ихтиологов на внимательное изучение каждой чешуйки. Оказалось что в изучаемом ими улове есть и рыбы которым едва исполнилось 2 года, а есть и достаточные взрослые особи, возраст которых превышает 5 лет.
Первая половина второго учебного дня оказалась весьма насыщенной, поэтому после обеда и отдыха ребят ожидала интересная игровая программа. Вспомнилась также и работа в малых группах накануне, когда каждая команда готовила краткое сообщение на предложенные темы: “Значение рыб в природе и для человека” и “Что значит человек для рыбы и рыба для человека”. Оказалось что человек для рыбы в первую очередь представляет “опасность”, т.к. он может быть “браконьером”, “загрязняет воду”, “регулирует сток”, “осушает водоемы” и “использует рыбу на продажу” и только незначительно помогает рыбам создавая “заводы для размножения рыбы” и “пруды для выращивания мальков”. А вот рыба для человека имеет огромное значение: “это полезная еда”, которая содержит “нужные человеку микроэлементы”, “высококачественные белки”, “полезные жиры” и вообще служат человеку “для красоты”. Немаловажную роль рыбы играют и в природе: они “входят в состав фауны” и “включены цепь питания”, а значит “являются пищей для других животных” и “регулируют численность других организмов”, а еще “служат украшением природы”.
Увлекательно проходила игра “Как меня зовут?” – каждая команда получила набор карточек с изображениям рыб и отдельно карточки-подписи, необходимо за отведеное на выполнение этого задания время правильно подобрать названия рыб к их изображениям. Основную трудность в выполнении этого задания обычно вызвает определение похожих внешне видов: карася и сазана, густеры, воблы и красноперки, но наши юные ихтиологи справились на отлично, что и не удивительно, ведь они живут в селах и выросли на реке