23 июня 2014 года на базе Учебного центра Дамчикского участка заповедника началась работа Полевой экологической школы “Заповедная смена”. Участники экологической школы – учащиеся 7-10 классов из сел Травино, Полдневое, Гандурино и поселка Нижненикольский в течении пяти дней будут изучать ихтиофауну Нижней Волги и спасать молодь в отшнурованных водоемах на территории охранной зоны Астраханского заповедника. В 2014 году “Заповедная смена” проводится благодаря целевому финансированию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что позволило после долгого перерыва возобновить проведение этой весьма полезной и эффективной работы с молодежью. Тематическое направление Полевой экологической школы – «Ихтиология». В программе: изучение видового состава рыб, обитающих в водоемах Астраханского заповедника; лабораторные исследования по изучению молоди; спасение молоди из отшнурованных водоемов; экологические игры и спортивный досуг.
После знакомства с организаторами и тренерами Полевой школы, ребята прослушали краткий вводный инструктаж о правилах поведения на территории ООПТ и технике безопасности в быту, который в доступной форме провела с ними методист отдела экопросвещения Татьяна Олеговна Гаврилова. Интересным и неожиданным предложением оказалось для участников принятие “Принципов нашей работы”. Все вместе – дети и взрослые – перечислили все необходимые для эффективной работы принципы, среди которых “соблюдение правил”, “активность”, “пунктуальность”, “вежливость”, “внимательность” и многие другие, а затем все присутствующие поставили свою личную подпись в знак согласия с принятыми правилами и готовности их соблюдать! Так началась совместная работа, первые шаги к формированию команды единомышленников! И вот
наконец, первая игра на командообразование – знакомство участников. Все участники – дети и взрослые, участники, организаторы и тренеры образовали круг и передавая друг другу мячик рассказывали о себе и о причинах, побудивших их приехать в Полевую экологическую школу. Приятно отметить, что все участники приехали к нам полными энергии с сияющими глазами, огромным желанием получить новые знания и готовностью помочь в спасении рыбной молоди. После рассказа о себе каждый участник получал в подарок блокнот и ручку. Ребята заметно оживились, освободились от напряженности и неуверенности, которая присутствовала в первые минуты нашего общения.
Настало время сменить обстановку и проверить нашу новую команду на “прочность”! Тренер полевой школы – заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского заповедника Наталья Викторовна Мех объяснила условия новой игры: необходимо пройти определенный маршрут в цепочке, держась друг за друга, но с закрытыми глазами, на пути будут различные препятствия (стулья, двери, пороги и даже ступеньки), в этой цепочке видит и знает маршрут только лидер, который символизирует голову и регулирует движение “гусеницы”, а остальные участники образуют её тело. Задача участников аккуратно, помогая друг другу пройти маршрут не открывая глаза и не разорвав “тело гусеницы”. Очевидно, что успех продвижения по маршруту зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. После прохождения маршрута участники делятся своими впечатлениями: “было страшно”, “боялись упасть”, “интересно куда мы идем”, “ощущалась поддержка впереди идущего товарища”. На вопрос тренера – “смогли бы Вы пройти такой маршрут с закрытыми глазами в одиночку?” все дружно ответили что “ничего не получилось бы”, т.к. когда они двигались в составе “гусеницы”, они знали что они могут опереться на товарищей и самое главное у их гусеницы есть “голова с глазами”, которая знает куда идти и ведет за собой всех остальных, а в одиночку они не смогли бы успешно преодолеть все препятствия на пути. Так ребята поняли преимущество работы в команде! Эта методика командообразования проверена временем и одинаково эффективна как в детских так и во взрослых группах: формат её проведения позволяет не только проверить команду на “прочность”, но и создать единое эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого участника.
После веселой и поучительной разминки ребята вернулись в лекционный зал и стали делиться своими ожиданиями – каждый участник записывал на листочке бумаги всё что ожидает от своего участия в Полевой
экологической школе, зачитывал содержание своей записки и прикреплял её на символическое “Дерево наших ожиданий”. Так постепенно дерево обрело 18 листочков по числу участников – детей и взрослых, приехавших на нашу “Заповедную ихтиологическую смену”. Вот какими ожиданиями поделились наши участники: “Ожидаю чего-то интересного, увидеть разных животных, новых знакомых, новых впечатлений, новых открытий”, “Я хочу узнать много нового о рыбах Астраханской области и помочь им”, “Я ожидаю, что мы поедем к пересыхающим речкам и спасем мальков”, “Я хочу узнать много нового об обитателях Астраханского заповедника, изучить рыб, оказать им помощь и найти новых друзей”, “Я ожидаю что будет очень весело и мы узнаем много нового и интересного”, “Узнать много нового о рыбах, помочь малькам и спасти их от смерти”, “Ожидаю узнать много нового о рыбах, узнать как определять их пол, где они обитают и размножаются”… Как показывает опыт проведения аналогичных Полевых экологических школ Астраханского заповедника все ожидания наших участников обязательно сбудутся! Ребята узнают много нового и интересного об ихтиофауне заповедника, помогут малькам перебраться из пересыхающих полоев в реку, изучат строение рыб, научатся определять их видовую принадлежность, пол и возраст, узнают как отличать молодь карася от молоди сазана, молодь воблы от красноперки, подсчитают количество спасенных мальков, подготовят экологический проект, который в новом учебном году будут реализовывать в своей школе вместе с сотрудниками заповедника, а еще найдут новых друзей и замечательно отдохнут!
О новых событиях и интересных открытиях наших юных ихтиологов мы обязательно расскажем на нашем сайте – следите за нашими новостями!
Мех Н.В. – к.п.н., заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского заповедника.
Фото Гавриловой Т.О.