Астраханский заповедник снова гостеприимно распахнул свои двери для астраханских школьников. На экологической тропе «В гостях у заповедника» побывали учащиеся 5, 7 классов и преподаватели МБОУ «СОШ № 32» и МБОУ «СОШ № 59».
По уже сложившейся традиции, знакомство с заповедником началось с просмотра фильма о жизни растений и животных дельты Волги в различные времена года. Затем все участники разделились на группы и отправились по станциям экотропы, где им предстояло познакомиться с работой научных лабораторий, прослушать лекцию о природе заповедника и его обитателях в экспозиции, а также показать свои знания заповедной фауны. После прохождения станции команды менялись, таким образом все участники получили возможность принять участие в каждом из этапов мероприятия.
Сразу две группы начали свое путешествие по станции «Научная», переходя из лаборатории в лабораторию, ребята узнавали много интересного о работе научных сотрудников.
В лаборатории орнитологии, старший научный сотрудник, к.б.н. Гаврилов Николай Николаевич рассказал о птицах, которые обитают в заповеднике, особое внимание в своем рассказе он уделил некоторым краснокнижным видам – орлану-белохвосту и пеликану. Интересной оказалась для ребят информация о методах наблюдения за птицами. Отслеживание миграций птиц и изучение продолжительности их жизни многие годы проводились методом кольцевания. Сейчас в отечественной орнитологии все чаще используются современные средства – авиаучеты, спутниковое слежение, он-лайн наблюдения через веб-камеры на стационарных точках и др. Кроме того, ребята узнали о проекте восстановления популяции стерха, который уже несколько лет реализуется совместно с работниками Окского заповедника.
В лаборатории териологии старший научный сотрудник, к.б.н. Соколова Илга Валерьевна и научный сотрудник Федяев Роман Александрович к большому восторгу ребят продемонстрировали черепа кабана, волка, енотовидной собаки и камышового кота и показали презентацию о типичных и редких видах млекопитающих нашего заповедника и методах наблюдения за ними.
В лаборатории физико-географических исследований ведущий научный сотрудник, к.с.-х.н. Жужнева Ирина Викторовна, рассказала о том, как проводятся исследования состава и строения почв, как закладываются почвенные профили и какую информацию можно получить после их изучения. Геоморфолог Малов Владимир Григорьевич объяснил, как проходят природные процессы образования и разрушения берегов, намываются песчаные косы в дельте. Младший научный сотрудник-гидролог Благова Юлия Алексеевна показала инструменты, которые используются для измерения скорости течения и уровня воды в водоёмах и рассказала о значимости проведения гидрологических исследований в дельте.
В лаборатории гидробиологии и ихтиологии научный сотрудник Подоляко Степан Александрович рассказал об орудиях сбора материала для исследований и продемонстрировал пробы молоди рыб частиковых пород. Научные сотрудники-гидробиологи Федяева Людмила Андреевна и Ульянова Анастасия Сергеевна рассказали о мелких беспозвоночных животных, которые обитают в толще воды и в донных слоях водоемов и имеют огромное значение, т.к. являются кормовой базой для множества живых организмов. С огромным удовольствием ребята рассматривали в микроскопы и бинокуляры препараты самых маленьких гидробионтов: циклопа, ветвистоусого рачка, личинка поденки, водяной клоп. Более крупных представителей можно было увидеть и невооруженным глазом, в чашках Петри вниманию экскурсантов были представлены двустворчатые и брюхоногие моллюски, пиявка, бокоплав, щитень, водяной ослик, гладыш, личинки стрекоз, слепня, жука-скомороха, комара и львинки. Ребята были искренне удивлены, что такие, казалось бы, маленькие живые организмы, на которых мало кто обращает внимание, а оказалось, что они играют очень важную роль в жизни всего водоема.
После знакомства с научной работой Астраханского заповедника участников ожидала экскурсия по экспозиции в вестибюле Управления заповедника. Здесь весьма компактно представлены наиболее распространенные природные биоценозы заповедника. Вместе с научным сотрудником Литвиновой Натальей Викторовной ребята узнали много интересных фактов о растениях и животных, представленных в экспозиции, особое внимание было посвящено объяснению, казалось бы, простых, но тем не менее весьма важных и сложных взаимосвязей в природе. Много нового узнали ребята о роли тростника в жизни дельты, ведь здесь находят свои убежища многие звери и птицы – от огромных кабанов до маленьких птичек – камышевок. Особое внимание во время экскурсии было уделено самому красивому растению дельты – лотосу. Со времен создания Астраханского заповедника единственная заросль этого реликтового вида растений площадью 0,25 га, которая была обнаружена в ильмене Дамчик, дала начало многочисленным зарослям, которые теперь распространились по всей дельте. Экскурсия в экспозиции традиционно проводилась в формате беседы, поэтому учащиеся не только слушали экскурсовода, но и задавали вопросы и делились собственными наблюдениями.
После насыщенной интеллектуальной программы участников ожидала станция «Игровая», где методист отдела экологического просвещения провела с ребятами игру «Как меня зовут?». Суть игры заключалась в том, чтобы к изображениям рыб и птиц нужно было правильно подобрать название, эта задача оказалась несложной для тех, кто внимательно смотрел фильм, т.к. многие виды этих животных упоминались в нём. Оказалось, что ребята неплохо знают орнитофауну и ихтиофауну дельты Волги, хотя некоторые виды птиц такие, например, как колпица или каравайка, которых в жизни они не встречали, вызвали серьезные трудности с определением. Тем не менее, ведущий станции не только указала ребятам на допущенные ошибки, но и подробно рассказала о большинстве представленных на карточках животных, благодаря чему работа на станции носила не только развлекательный, но еще и познавательный характер.
Так прошли два часа мероприятия, после чего все участники снова собрались в лекционном зале, где руководители школьных групп получили благодарственные письма. Следует отметить, что и школьникам – участникам экологической тропы, и их преподавателям очень нравится такая форма проведения мероприятия, сочетающая в себе большую информативность и различные формы преподнесения материала. В заключении мероприятия заместитель директора по эколого-просветительской работе пригласила всех желающих в заповедник на летнюю экскурсию в период цветения лотоса.
Н.В. Мех – к.пед.н., заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского заповедника. Фото: Мех Н.В., Чешихиной Р.А.
**************************************************************************************
ВНИМАНИЕ:
В 2014 году Астраханский биосферный заповедник приглашает группы учащихся пройти по экологической тропе «В гостях у заповедника».
В программе мероприятия:
• Просмотр видеофильма о заповеднике и его обитателях;
• Лекция и беседа в экспозиции;
• Знакомство с работой научных лабораторий, демонстрация, приборов и инструментов, которые используют в работе научные сотрудники;
• Экологические игры.
Приглашаются организованные группы учащихся 5-7 классов. Число участников в группе – 10 детей в сопровождении 1 преподавателя. Заявки принимаются на апрель – август 2014 года по E-mail: nvmekh@mail.ru или по факсу 30-17-64 (отдел экопросвещения). В заявке следует указать число групп от школы (не более 4), месяц, день недели, время мероприятия (10:00-12:30 или 13:00 – 15:30), Ф.И.О преподавателя и контакты для обратной связи. Мероприятия проводятся ежемесячно, набор групп участников ограничен.