Над волжскими раскатами загуляи холодные ветры, култуки покрываются первым ледком. Основная масса водоплавающих уже двинулась на зимовки, покидая дельту до весны. Но наша гордость – лебеди – все еще остаются в угодьях дельты.
Этой осенью, с открытием охотничьего сезона, стало особенно заметно значительное увеличение выводков птенцов лебедей, оставшихся без родителей. Вот такой печальный результат разрешенной охоты на лебедей.
…Над огромным пространством Волжских раскатов ещё туманной мглой скрыты растрёпанные ветром за зиму куртины тростника. Ноздреватый лёд перемежается с промоинами. Ветер поднимает на них рябь, среди которой заметны тёмными пятнышками нырковые утки. Среди порывов ветра внезапно улавливается звонкое «Кли-клу». Продираясь сквозь клочья тумана, слабое ещё утреннее солнце, освещает стаю белоснежных крупных птиц.
Это лебеди. Они всегда летят первыми, как бы неся на своих широких крыльях весну. Зимовавшие по полыньям нырковые утки – лутки и большие крохали не в счёт – они зимовщики. Питаясь мелкой рыбой, ловят её, не боясь морозов. А вот лебеди являются первыми признаками наступающей весны. Уже потом, вслед за ними, повалит из южных краёв пёстропёрая утиная братья, на разные голоса прославляющая весну.
Однако лебеди-кликуны весной не задерживаются в дельте Волги. Их ждёт долгая и трудная дорога к местам гнездовий – на просторы далёкого Севера, в тундру. Но останавливаясь на мелководьях култуков и раскатов (так называются огромные просторы, где Волга, прежде чем соединиться с Каспием, широко раскатывается на две сотни километров водного пространства), где на небольшой глубине лебедям легко добыть пищу – моллюсков, водоросли, орехи чилима. Тысячные стаи лебедей концентрируются на заповедных водах. Порой громкие крики их настолько перебивают все остальные звуки, что сидящие в лодке два человека, чтобы говорить, вынуждены напрягать голос. Но чуть пригреет солнце, и кликуны полетят дальше. А на смену им пожалуют в дельту их близкие родичи – лебеди шипуны. В отличие от кликунов голоса у них негромкие, а шипунами они прозваны за шипящие звуки, которые создает воздух, проходя между маховых перьев огромных крыльев этих белоснежных красавцев.
Лебеди! Сколько народных преданий, сказок (вспомните про «Гадкого утёнка»), песен, стихов, фильмов («Не стреляйте белых лебедей») создано людьми. Вспомните чудесную музыку П.И.Чайковского, лёгкие фигуры танцоров в балете «Лебединое озеро». Да, много ещё чего хранится в кладезях народной мудрости!
Лебеди-шипуны располагаются в дельте Волги по-хозяйски. Здесь их родина, место гнездования, выведения потомства, появления на свет. Здесь молодые птицы впервые опробуют силу своих крыльев. Здесь пары выбирают укромные места, где в зарослях тростника и рогоза строят большие гнёзда. В кладке обычно 6-7 яиц (иногда до 11). Пока самка насиживает, глава семейства рьяно охраняет занятую парой территорию, изгоняя всех непрошенных гостей. В это время даже на лодку, подплывшего нечаянно человека, лебедь резко реагирует, расправляя мощные крылья и грудью наступая на «врага» или соперника. Пара лебедей образуется на многие годы, до гибели одного из супругов. А врагов у лебедей мало. Главный из них, представьте себе, человек. В очень давние времена лебедей подавали к царскому столу. Но живущее в поколеньях людей поверье о том, что охота на лебедей приносит несчастье, постепенно выветрилось из начинённых компьютерной техникой голов.
Охота на лебедей была запрещена Постановлением Правительства СССР в 1955 году. Более полувека эти прекрасные птицы могли бояться только четвероногих хищников, разоряющих гнёзда, а ещё вездесущая ворона могла в отсутствие родителей раздолбить толстую скорлупу яйца или утащить новорожденного птенца. Даже орланы-белохвосты знали, что с лебедями лучше не связываться.
Но вот пришли другие времена. Куда-то исчезли призывы природолюбов. И вот уже в путёвках охотников в Астраханской области в графе разрешённых к добыче птиц появилась надпись «один лебедь за день охоты». То ли в угоду приезжим толстосумам, активно посещающих частные охотничьи хозяйства, то ли по каким-то другим причинам, но на лебедей открыли охоту. Я не ханжа, сам многие годы исходил с ружьём тысячи километров по родной земле, на лодке и куласе прошёл многие уголки дельты Волги, но никогда даже в мыслях представить себе не мог, чтобы стрелки (это не охотники, настоящий охотник в лебедя стрелять не будет) хвастались один перед другим, держа в руках окровавленную убитую им сказку.
Необходимо отметить такие детали – после гибели взрослых птиц выводок обречён. Крайне редко приходилось наблюдать, чтобы посторонняя семья лебедей приютила осиротевших птенцов. Да и поведение лебедей-шипунов изменилось. Если раньше (а я работаю в Астраханском заповеднике более 45-ти лет) лебеди спокойно относились к соседству человека, просто уступая дорогу лодке, то теперь, завидя идущую под мотором лодку (на не заповедной акватории), они стремятся улететь как можно дальше. А что делать нелётным птенцам из поздних выводков? Они, бывает, встают на крыло к ноябрю, когда и сезон охоты подходит к концу.
Помнится, как-то давно приезжала к нам киносъёмочная группа, и вышел фильм «В краю непуганых птиц». Теперь эти слова могут относиться только к территории Астраханского государственного заповедника. Но он, к сожалению, занимает лишь небольшую часть дельты Волги.
Дмитрий Бондарев, кандидат биологических наук. Фото Алексея Кашина.