С мая по июль 2012 года на территории Дамчикского участка Астраханского государственного заповедника проводились полевые практики для студентов второго курса биологических специальностей Астраханского государственного университета. Программа практики была построена таким образом, чтобы научить студентов самостоятельно применять на практике разнообразные методы изучения живых объектов в их естественной среде обитания, закрепляя тем самым все теоретические знания, которые они получили во время изучения курса зоологии позвоночных животных в университете. В начале практики студенты-биологи прослушали курс лекции, которые включали в себя информацию об истории Астраханского заповедника и его научной, природоохранной и эколого-просветительской деятельности, а также тематические презентации научных сотрудников и по трем направлениям: ихтиология, орнитология и териология. После курса лекций и обзорной экскурсии по одному из водных экологических маршрутов каждый студент должен был выбрать направление и тему индивидуальной исследовательской работы, которую необходимо было выполнить за время практики.
Дальнейшая работа студентов на практике проводилась по группам под руководством научных сотрудников заповедника, специализирующихся на соответствующих группах животных: рыб, птиц или млекопитающих. Программа практики для каждого научного направления включала в себя лекционные занятия, презентации, беседы, выезды на лодках и пешие экскурсии с целью сбора материала для дальнейшего анализа и подготовки индивидуального отчета по практике. Так, например, студенты в группе «Ихтиологи» занимались изучением видового разнообразия ихтиофауны заповедника, исследовали молодь рыб в различных типах водоемов, в группе «Орнитологи» одни студенты изучали видовое разнообразие птиц в разных экосистемах – ивовых лесах тростникового пояса, култучной зоне и авандельте, луговом поясе, а другие – проводили исследования гнездования различных видов птиц и наблюдали за суточной активностью белой трясогузки при выкармливании птенцов. Самыми трудными в плане сбора материала для проведения исследований были работы по изучению млекопитающих заповедника. Учет таких крупных млекопитающих, как кабан, волк, лиса обычно проводится в пик половодья, когда животные, спасаясь от паводка, выходят на возвышенности и их намного легче увидеть и подсчитать. В период прохождения практики половодье уже заканчивалось, поэтому увидеть этих животных не представлялось возможным, разве что найти только их следы, однако одной группе всё же посчастливилось увидеть поросят кабана, которые подошли близко к берегу. Тем не менее, студентам было предложено изучать видовое разнообразие летучих мышей, обитающих на территории центрального кордона Дамчикского участка и особенности обитания мелких грызунов – песчанок, полевок и бурозубок и др.
Особенно порадовал энтузиазм и стремление к знаниям, которые проявили все без исключения студенты, приехавшие на практику. Пешие походы в поисках нор грызунов и их раскопка,
определение под бинокуляром видовой принадлежности нескольких сотен мальков рыб, многочасовые выезды на лодках и пешие экскурсии на учеты птиц – всю эту работу студенты выполняли с интересом. По итогам десяти дней практики каждый студент подготовил индивидуальный отчет по теме своего исследования, а затем представил свою работу на защиту перед научными сотрудниками заповедника и руководителями практики от университета, в виде доклада и презентации. Все студенты показали высокий уровень подготовки – все защиты прошли успешно! И самое главное, что по итогам анкетирования, среди студентов, побывавших на практике этим летом, многие изъявили желание снова приехать в заповедник, но уже в качестве сотрудников отдела науки. Мы искренне надеемся, что кто-то из студентов уже в будущем учебном году продолжит тему своего исследования и будет выполнять дипломную работу под руководством сотрудников научного отдела заповедника, а после окончания университета, новое поколение исследователей природы пополнит ряды хранителей заповедного уголка Нижней Волги.
Татьяна Гаврилова, методист отдела экологического просвещения Астраханского государственного заповедника.