27 июня 2014 года завершилась ихтиологическая смена Полевой экологической школы Астраханского биосферного заповедника. Участники с новыми знаниями и впечатлениями разъехались по домам. Пришло время подвести итоги.
Мы уже рассказывали на нашем сайте о том, как прошли первые три дня “Заповедной смены” на Дамчикском участке Астраханского заповедника. Самым ярким впечатлением 3-го дня для участников стала конечно же акция по спасению молоди рыб из полоев. В каждом “мыслеобразе” участники отметили, что им понравилось “как мы спасали малька”, “бегать за мальками с сеткой”, “спасение рыбок”, “вылавливать и взвешивать мальков” и “узнавать вид мальков”. Этот день оказался настолько интересным и разнообразным, что прошел быстро и весело, сначала все дружно спасали мальков, потом изучали их и подсчитывали результаты, поэтому не удивительно, что все единогласно выразили готовность пойти на спасение рыбной молоди и на следующий день. Многие отметили в своих “мыслеобразах”, что хотят “снова спасать мальков и узнавать какая это рыба” и они снова пойдут спасать мальков потому что это “понравилось и интересно” и “приносит пользу природе”, это нужно для того “чтобы было много рыб” и “им хочется жить”.
Итак, утром четвертого дня, сразу после завтрака, все отправились на новый полой для проведения спасательной операции. Следует отметить, что этот водоем оказался более многоводным, поэтому по сравнению с предыдущим днем, нашим юным ихтиологам удалось спасти почти в 6 раз больше мальков – более 96 тысяч. Отличался и видовой состав спасенной молоди, в отобранной во второй день пробе преобладала молодь густеры (33,26%), воблы (14,59%), красноперки (11,52%) и леща (11,07%), достаточно много оказалось уклеи (8,6%) и совсем немного карася (2,5%) и сазана (1,2%). Не встретились в отобранной пробе мальки жереха, судака и золотого карася, которые присутствовали в другом полое, исследованном нашими участниками накануне.
Всего за время Полевой экологической школы “Заповедная смена” юными ихтиологами было спасено более 113 тысяч мальков. Даже если в реке из них выживет хотя бы 10%, вклад наших участников в сохранение биоресурсов дельты Волги весьма существенный – ведь каждый спас не менее 750 рыб различных видов! Четвертый день в “мыслеобразах” наших участников прошел под девизом “Спасем как можно болье малька!” По результатам акции первое место заняла команда “Полдневое” (57,16% всей спасенной молоди), второе – команда “Гандурино-Нижненикольский” (26,76%) и третье место – самые юные наши участники, команда “Травино” (16,08%).
Традиция сохранять рыбные запасы области при помощи подобных мероприятий уходит еще в дореволюционное прошлое. Спасали молодь из пересыхающих водоемов и в советское время. Тогда этим занимались пионерские и комсомольские отряды. Но в годы перестройки эта работа остановилась, и возродилась вновь в нашем регионе в 2000-е годы. В Астраханском заповеднике впервые акция по спасению мальков проходила в 2008 году в рамках ихтиологической смены. Очевидно, что для спасения молоди необходима планомерная работа в масштабах всей области, ведь в отшнурованных водоемах ежегодно остаются миллионы мальков, обреченных на гибель. Реальную помощь в сохранение биоресурсов региона и восстановлении численности многих видов рыб, как показывает практика, могут оказать школьники. Анализ информационных сообщений СМИ о работе “Голубых Патрулей” в нашем регионе показал, что акции по спасению молоди имеют большое значение, как для сохранения и пополнения биоресурсов, так и для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе. Так, например, в 2002 году в 144 отшнурованных водоемах отряды «Голубых Патрулей», сформированные из учащихся сельских школ, отловили и выпустили в реку около 67 млн. мальков сазана, леща, судака и воблы, в 2004 году в акциях по спасению молоди рыб приняли участие 612 школьников, которые спасли более 215 млн. мальков сазана, судака, воблы, леща и других видов рыб, в 2013 году – 75 экологическим отрядам удалось вызволить из плена и выпустить в большую воду более 125 млн. мальков сазана, воблы, леща, карася, щуки, судака. Подобные акции в регионе проводились при поддержке областной администрации, туристических фирм, крупных предприятий и организаций. Мы надеемся, что в 2014 году эта традиция будет продолжена и выпускники нашей “Заповедной смены” смогут не только продолжить эту важную работу, но и поделиться полученным опытом и обучить как можно больше единомышленников в своих населенных пунктах.
Как бы то ни было, но с выпускниками “Заповедной смены” мы скоро встретимся – каждая команда разработала экологический проект, который будет реализован в 2014-2015 учебном году в сотрудничестве с Астраханским заповедником. Команда МБОУ “Полдневская СОШ” разработала проект “Посади своё дерево” в рамках которого силами инициативной группы учащихся 6-9 классов вдоль береговой линии будут высажены черенки ивы и организован “Зеленый Патруль” по уходу за ними. Сотрудники Астраханского заповедника смогут помочь нашим юным экологам консультациями по заготовке, хранению и высадке ивовых саженцев. Учащиеся МБОУ “Травинская СОШ” подготовили 2 проекта. Один проект – будет осуществляться в селе Гандурино и пос. Нижненикольский под девизом “В чистом мире лучше жить и с природою дружить. А за чистую Планету выступают даже дети!” Этот проект долгосрочный, он направлен на вовлечение молодежи в активную природоохранную деятельность. Предполагается проведение разноплановой сезонной работы: уборка территории, изготовление и размещение кормушек и скворечников, подкормка птиц в зимний период, спасение молоди рыб из отшнурованных водоемов, эколого-просветительская работа среди односельчан и младших школьников. Наша задача помочь нашим активистам найти понимание и поддержку в администрации МО “Образцово-Травинский сельсовет” и принять активное участие во всех мероприятиях и акциях. Другой проект под девизом “Давайте жить дружно!” посвящен змеям. Неожиданная тема, учитывая неприязнь большинства людей к этим животным. Тем не менее, наши юные герпитологи решили коренным образом изменить отношение односельчан к этим пресмыкающимся. Сотрудники Астраханского заповедника будут помогать нашей агитбригаде в их просветительской работе в защиту змей.
После защиты итоговых проектов, ребята поделились своим впечатлениями о работе в Полевой экологической школе “Заповедная смена”. “Дерево наших ожиданий”, которое мы все вместе создавали в первый день теперь пополнилось “плодами”. Вот некоторые отзывы наших участников:
– “Я узнал, как можно определить рыб, когда они еще были мальками. Я хочу еще раз приехать сюда, но уже изучать птиц”;
– “Мне эти знания очень пригодятся. Я бы хотел приехать сюда еще раз”.
– “Я узнал много нового о рыбах: как определять какого они вида, сколько им лет, как различить их пол. Было интересно.”
– “Мне хотелось бы продолжить пребывание в этой школе. Я получила много знаний по ихтиологии. Интересно и спользой провела время”.
– “Мне очень понравилось быть здесь. Я много узнала о рыбах. Лекции, мероприятия были познавательными и весёлыми. И я хотела бы приехать сюда снова.”
– “Все мои ожидания сбылись. Я узнала намного больше о рыбах и мне эти знания пригодятся на практике. Я бы хотела приехать сюда ещё.”
– “Ожидания сбылись. Получил расширенные знания о рыбах. Новые знания о рыбах мне конечно же пригодятся. Я бы хотел еще изучать птиц. Я бы с радостью вернулся сюда.”
– “У меня всё сбылось. И я много всего узнала нового. У меня есть желание – чтобы смена продлилась еще. Мне пригодятся все эти знания на практике.”
По итогам анкетирования наша Полевая школа получила высшую оценку всех участников – 5 баллов. В числе самых интересных мероприятий в программе ихтиологической смены были отмечены “практические занятия”, “исследование рыб”, “спасение мальков”, “экскурсия в авандельту”, “игры и викторины”, а также “разработка проекта”. Абсолютно все участники Полевой школы готовы привлекать друзей для спасения мальков из пересыхающих водоемов в районе своих населенных пунктов. Многие участники (77,8%) выразили желание приехать в нашу Полевую экологическую школу для изучения растений, птиц и млекопитающих, еще несколько человек (16,7%) хотели бы изучать все науки в комплексе, а остальные участники (5,5%) хотели бы снова приехать именно в ихтиологическую смену.
Настало время подведения итогов, каждая команда на протяжении всей Полевой школы боролась за первенство, активно участвуя в акциях по спасению молоди, экологических играх, викторинах и различных соревнованиях. По итогам ихтиологичекой смены I место заняла команда “Полдневое”, II место – команда “Гандурино-Нижненикольский”, а III место – самые юные участники – команда “Травино”. Каждая команда получила диплом и памятные подарки – книги, буклеты и наборы открыток о заповеднике, а также карманные календарики на 2015 год. В завершении участники собрались на пирсе для коллективной фотографии на память.
Полевая школа завершила свою работу, а Астраханский заповедник ждет новых встреч с юными экологами. В августе мы ожидаем на познавательные экскурсии победителей и призеров Фестиваля детских экологических театров “Через искусство к зеленой Планете”, которые получили сертификаты на бесплатное посещение Астраханского заповедника в период цветения лотоса.
Мех Н.В. – к.п.н., заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского биосферного заповедника. Фото: Т.О.Гавриловой, Н.О.Мещеряковой, Н.В.Литвиновой.