Старожилы отдела охраны помнят какое напряжённое время было в девяностые годы, а начиная с 2000 по 2005 год включительно происходило увеличение по нарастающей нарушений режима заповедника и его охранных зон.
На 2001 год пришёлся пик по количеству выявленных нарушений режима заповедника и его охранных зон – 482, из них 100 нарушений по лову рыбы, 9 нарушений режима авиацией. Практически каждый год выявлялись случаи охоты на территории заповедника. Этот период характеризовался сложной социальной обстановкой в регионе, а именно ликвидация колхозов и предприятий в сельской местности, низкие заработки и низкий уровень экологического просвещения среди всех слоёв населения.
В этот же период по причине сильного антропогенного воздействия началось заметное снижение рыбных запасов в дельте Волги и авандельте Каспийского моря, но при этом на территории участков заповедника уровень рыбных запасов сохранялся в прежних объёмах, что привлекало местное население и служило мотивом для совершения нарушений по лову рыбы.
Начиная с 2006 года, т.е. начало отчётного периода, наметился устойчивый спад нарушений – 408 нарушений, из них:
– по 52 нарушениям по лову рыбы, по охоте, по пожарам материалы направлены в прокуратуру;
– 2 дела для принятия дисциплинарных взысканий к работникам милиции.
– 3 дела в пограничное управление ФСБ РФ по РК и АО по нарушениям режима авиацией.
В 2007 году по отношению к 2006 году произошло сокращение выявленных нарушений режима заповедника и его охранных зон в 2 раза.
Снижению нарушений в 2007 году способствовало несколько причин.
Прежде всего, именно в этот период пограничная служба развернула свою деятельность по контролю в дельте Волги и по северному побережью Каспийского моря, во многом обезопасив и территорию Заповедника от проникновения посторонних лиц, активизировалась совместная работа государственной инспекции Заповедника с пограничной службой по борьбе с браконьерством.
В период 2006 – 2007 годы произошёл отток сельских жителей, ранее занимающихся рыбной ловлей, на строительство объектов к 450-летию г. Астрахани и строительные площадки в другие крупные города России, на которых оплата труда была гораздо выше.
К этому же периоду отдел экологического просвещения Заповедника набрал высокие темпы работы во всех слоях местного населения по пропаганде сохранения биоразнообразия дельты Волги. Именно в 2007 году для детей из близлежащих сёл был проведён первый экологический лагерь на территории Заповедника.
Кроме того, произошли институциональные изменения. С 1 января 2007 года, согласно изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации, штрафы за нарушения режима заповедника и его охранных зон, ранее поступавшие на счёт Заповедника, стали отчисляться в местный бюджет.
За последние 16 лет численность нарушений по отношению к 2016 году сократились в 8,6 раз.
На 20 декабря 2016 года выявлено 56 нарушений режима заповедника и его охранных зон.
В последние пять лет активному снижению нарушений режима заповедника и его охранных зон способствуют следующие обстоятельства.
Дважды за указанный период произошли институциональные изменения в Кодексе об административных правонарушениях по ужесточению ответственности за нарушения режима ООПТ в 2007 и 2011 годах в виде увеличения нижнего и верхнего размера штрафа соответственно в три и в два раза. Учитывая небольшие заработки среди местного населения и соразмерность штрафа по отношению к величине среднего заработка сельских жителей, которая составляет 80% к нему, у большинства местных жителей появился мотив не совершать нарушения режима ООПТ.
Но нишу нарушителей среди местного населения стали занимать иногородние туристы в условиях развития туристической деятельности в регионе. В результате привлечения к административной ответственности в течение двух лет юридических лиц, занимающихся туристической деятельностью, нарушения со стороны турбаз снизились, но остаются на том же уровне нарушения со стороны неорганизованных туристов.
В последние пять лет наметилась тенденция уменьшения перечня характера нарушений режима заповедника и его охранных зон.
Благодаря своевременным выявлениям лова рыбы электроудочками и привлечению нарушителей к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, а также проведение сотрудниками заповедника активной пропаганды и разъяснительной работы среди местного населения о трагических последствиях электролова как для самих нарушителей, так и для рыбных запасов, этот вид нарушения на территории заповедника и его охранных зон исчез.
Кроме того, в последние три года не наблюдаются ранее выявляемые нарушения такие как, самовольная порубка деревьев и кустарников, незаконный сбор дикоросов.
Полная газификация близлежащих сёл способствовала прекращению интересов местного населения к заготовке дров для отопления помещений.
В результате эпизоотии пастереллёза среди кабана, произошедшей в 2010 году, численность его в дельте Волги сократилась до минимума, это также способствует отсутствию мотива к охоте на кабана.
В указанный период неизбежность наказания за нарушения режима заповедника и его охранных зон в разные годы составляет от 90% до 100 %. Этому способствует обязательное применение к злостным неплательщикам статьи 20.25 Кодекса об административной ответственности РФ.
Государственной инспекцией Заповедника с нарушителями ведётся разъяснительная работа по своевременной оплате штрафа за административное правонарушение в целях предупреждения об увеличении размеров штрафа и недопущения проблем, с которыми нарушители могут столкнуться при покупке авиа и железнодорожных билетов во время туристических поездок и служебных командировок за границу Российской Федерации.
Галина Замятина, заместитель директора по охране Астраханского государственного заповедника. Фото автора.