В Астраханском государственном заповеднике прошёл методический семинар для педагогов. Сотрудники отдела экологического просвещения совместно с учителями искали новые пути взаимодействия и обменялись опытом. Были приглашены педагоги из 23 образовательных учреждений города Астрахани, Икрянинского, Камызякского, Володарского, Наримановского и Приволжского районов Астраханской области, которые активно участвуют в эколого-просветительских мероприятиях Астраханского заповедника. Семинар был проведён в интерактивном формате и был направлен на совместную плодотворную работу по планированию совместных мероприятий на 2022-2023 учебный год и поиск путей решения возможных проблем взаимодействия.
Участники обменялись опытом в малых группах, разделившись на «администраторов», «биологов», «не_биологов и «внешкольников». Таким образом удалось проработать совместные мероприятия с позиции всех составляющих структуры школы – директоров, завучей, профильных и непрофильных педагогов и педагогов дополнительного образования. Во время «мозгового штурма» решался кейс «Проблемы развития взаимодействия с образовательными учреждениями в сфере организации совместных мероприятий эколого-просветительского характера». Среди основных проблем участники указали удалённое расположение образовательных учреждений, финансовую составляющую, загруженность педагогов и детей, отсутствие энтузиазма у детей и педагогов, непонимание родителей необходимости участия в экологических мероприятиях, экологическая неграмотность и нехватка кадров.
Формат «Радуга идей» дал возможность каждому педагогу представить идеи совместных мероприятий с Астраханским заповедником. Идеи были записаны на разноцветных листочках, которые означали сложность выполнения мероприятия. Благодаря этому можно было рассчитать, сколько нужно затратить сил и ресурсов на успешную реализацию предлагаемого формата. Среди самых лёгких форматов педагоги отметили акцию по сбору макулатуры, участие в конкурсах рисунков и проведение тематических экоуроков в школе, а самым сложным оказался Фестиваль детских экологических театров и подготовка экологических проектов к защите. Кроме того, педагоги предложили свои варианты мероприятий по расширению экологического кругозора детей и вовлечению их в активную природоохранную деятельность.
SWOT-анализ помог выявить сильные, слабые стороны, угрозы и возможности взаимодействия образовательных учреждения и заповедника. В сильных сторонах были отмечены: расширение кругозора, развитие творческих способностей, взаимный интерес, новые контакты и идеи. Возможности – укрепление сотрудничества, разработка новых форм работы с детьми, закладывание фундамента для будущего поколения специалистов и кадров в сфере экологии. Свои опасения педагоги занесли в угрозы. Это отказ финансирования, несовпадение планов работы образовательного учреждения и заповедника и карантинные меры.
По итогам семинара был разработан план совместных мероприятий на 2022-2023 год. В него вошли как уже запланированные и ставшие традиционными эколого-просветительские мероприятия, так и новые идеи, формат реализации которых обсуждались на методическом семинаре: фестиваль детских экологических театров, акция по сбору макулатуры на переработку, проведение конкурса экопроектов, открытые уроки по противопожарной тематике, экологические квесты и марафоны, акция по сбору крышечек, экспедиции, конкурс экоагитбригад, фотоконкурс, совместные голубые патрули и субботники по спасению рыбной молоди и очистке берегов от мусора и многое другое. Кроме того, педагоги отметили необходимость создания школьных экоотрядов и разработки их программы.
Работы предстоит много, а благодаря семинару удалось её систематизировать и отобрать самые интересные форматы эколого-просветительского взаимодействия со школами города и области. Многие педагоги загорелись идеей провести подобные семинары на базе своих образовательных учреждений и задействовать в них других учителей из близлежащих школ. Первые совместные мероприятия состоятся уже в сентября 2022 года, информация о них будет размещена на нашем сайте, а также в официальных соцсетях Астраханского заповедника.