Новые пути сотрудничества образовательных учреждений и Астраханского заповедника в сфере экологического просвещения подрастающего поколения – тема методического семинара, который был организован сотрудниками заповедника для педагогов в преддверии начала нового учебного года. Сотрудники отдела экологического просвещения Астраханского заповедника, представители отделов образования Икрянинского и Лиманского районов Астраханской области, воспитатели детских садов и преподаватели школ города и области обсудили проблемы взаимодействия и обменялись педагогическим опытом.
Семинар собрал педагогов из шестнадцати учебных учреждений Астрахани и области, которые продолжительное время сотрудничают с заповедником и активно участвуют в различных эколого-просветительских мероприятиях. Методический семинар проводился на Дамчикском участке заповедника, поэтому в программу вошли не только лекции, тренинги и методические занятия, но и познавательные экскурсии, и знакомство с инфраструктурой для проведения полевых экспедиций и других мероприятий с детьми.
Программа семинара была построена на совместной активной работе всех участников. Были использованы различные формы и методы организации совместной деятельности, в том числе работа в малых группах – “мозговой штурм”, SWOT анализ и другие. В процессе совместного решения задач, поставленных ведущими семинара, прорабатывались важные вопросы организации эффективного взаимодействия, были определены основные направления совместной деятельности по вовлечению подрастающего поколения в познавательную и практическую деятельность в сфере экологии.
Разработан перспективный план эколого-просветительских мероприятий, акций и конкурсов на новый 2021-2022 учебный год. Участники единогласно поддержали необходимость продолжения проведения традиционных заповедных мероприятий, таких как Фестиваль детских экологических театров и акции по сбору макулатуры, но выступили с инициативой включить в число участников этих проектов не только школьников, но и дошколят. Ведь чем раньше дети будут вовлечены в эколого-просветительскую деятельность, тем более у них будут развиты природоохранные навыки. Были предложены также новые направления организации работы по вовлечению детей в творческую, познавательную исследовательскую и природоохранную деятельность. Самый эффективный способ вовлечь школьников в экологическую деятельность – это организация их участия в новых интересных акциях, конкурсах, проектах, в которых дети могут проявить свой потенциал и на практике познавать принципы взаимодействия человека природы и сложные взаимосвязи внутри экосистемы.
На семинаре участникам было предложено разработать содержание нескольких перспективных проектов, которые планируются к реализации совместно с образовательными учреждениями в новом учебном году. Совместно с представителями отделов образования Икрянинского и Лиманского районов и педагогами школ были разработаны основные тематические направления исследовательских работ областного конкурса экологических проектов для школьников «Мы сохраняем будущее!», проект открытого урока “Сохраним колпицу вместе” и познавательного экологического проекта “Экологический ликбез для всей семьи” в соцсетях и мессенджерах. Большое внимание уделялось также реализации долгосрочных проектов – организация школьных экоотрядов, формирование постоянной методической базы поддержки педагогов, осуществляющих работы по экологическому образованию и просвещению детей и подростков.
Были рассмотрены также и проблемы развития взаимодействия с образовательными учреждениями в сфере организации совместных мероприятий. Среди проблем отмечена низкая мотивация участия детей и их родителей в эколого-просветительской деятельности. Очевидно, что в эпоху современных технологий городской человек все больше отдаляется от природы, а экологические проблемы кажутся для многих незначительными. Но это ошибка в распределении ценностей может быть фатальной – люди не смогут счастливо жить и быть здоровыми без комфортной экологической среды.
Интересным этапом семинара стала сессия по обмену опытом «Методическая копилка». Педагоги представляли презентации об эколого-просветительской деятельности в своих учебных заведениях. Опыт коллег вдохновил участников семинара, поэтому было решено создать виртуальный ресурс, где будут собираться интересные экологические уроки и сценарии, а также информация об актуальных экологических конкурсах и акциях, в которых можно принять участие. Педагоги на базе своего учебного учреждения будут разрабатывать и проводить экологические мероприятия для школьников и размещать отчеты о них. Лучшие методические находки наших коллег примут участие в конкурсе педагогического мастерства. По итогам конкурса будут выбраны самые интересные уроки, акции и конкурсы, проведенные в течение учебного года, а их авторы получат поощрительные призы от Астраханского заповедника. Кроме того, использование опыта коллег поможет другим учителям расширить свою методическую базу и усовершенствовать процесс вовлечения школьников в деятельность по защите окружающей среды.
Экскурсии по экологической тропе «Обретённая дельта» и Центральному кордону Дамчикского участка Астраханского заповедника способствовали появлению у участников интереса к организации однодневных экологических марафонов для школьников в виде квестов. Такие мероприятия могут проводиться как в школе по станциям, так и с выездом на территорию заповедника. По итогам методического семинара было принято решение сформировать рабочие группы по проработке новых направлений работы с детьми в рамках эколого-просветительской деятельности Астраханского заповедника.
Некоторые предложения участников, тщательно проработанные в малых группах в процессе семинара, уже запущены в работу: уже в сентябре мы приглашаем всех желающих принять участие в Областном конкурсе экологических проектов «Мы сохраняем будущее!», в акции по сбору макулатуры, а также в конкурсе экологической листовки «Сохраним колпицу вместе!». Положения о конкурсах будут размещены в ближайшее время в разделе “Мероприятия, конкурсы, акции” на нашем сайте. Следите за нашими новостями!