В Астраханском заповеднике завершилась третья экологическая экспедиция «Изучаем Дельту вместе!». Узнали больше о заповедной природе Волжской дельты школьники из Москвы, обучающиеся кружков ГБОУ «Школа №654 им. А.Д. Фридмана»: «Основы биотехнологии» и «Как устроен человек». Участники экспедиции пробовали себя в роли орнитологов, познакомились с заповедной флорой и фауной, учились проводить полевые исследования и раскрывали свой творческий потенциал на мастер-классах.
Каждый день экспедиции – новые приключения и исследования. Образовательная программа экспедиции включает тематические блоки, которые состоят не только из лекции, но и работу в лаборатории, наглядные эксперименты и полевые выходы. Благодаря насыщенной программе ребята смогли максимально погрузиться в исследования в определённой области.
Старт экспедиции был дан на вводной «планёрке». Участники познакомились друг с другом и составили традиционное “дерево ожиданий”, каждый прикрепил к импровизированному дереву «лепесток», где написал свои ожидания от участия в экспедиции. Почти все участники сошлись во мнении, что хотят узнать больше о биоразнообразии природы Астраханского заповедника, увидеть новых животных и получить уникальные знания.
Профильные занятия начались уже в первый день. Заведующий лабораторией эколого-биологических исследований, паразитолог Александр Калмыков рассказал ребятам о паразитофауне заповедника. Полученные знания участники экспедиции закрепили в тот же день практическим занятием по паразитологии. Кстати, блок паразитологии является новинкой, он был впервые введён в программу экологической экспедиций.
Следующий день был полностью посвящён заповедной флоре. Участники экспедиции посетили экологическую тропу Астраханского заповедника «Обретённая дельта» в сопровождении геоботаника Натальи Литвиновой. Во время экскурсии ребята познакомились с древесной, луговой и водной растительностью, в том числе смогли детально изучить особенности уникального и редкого растения – лотоса каспийского. В «Орнитологический день» участники экспедиции отправились в путешествие в авандельту вместе с орнитологом Владимиром Стрелковым, в качестве учебного задания был проведен учет птиц Астраханского заповедника. Ребята также узнали, как определять пернатых по голосам, силуэтам и перьям.
На следующий день ребята познакомились с ихтиофауной дельты Волги. Участники экспедиции под руководством ихтиологов Кирилла Литвинова и Степана Подоляко участвовали в лабораторных исследованиях молоди рыб, изучали физиологию и морфологию рыб. Завершился ихтиологический блок экспедиции необычной лекцией «Применение эхолокации в изучении ихтиофауны».
Вечерами ребята погружались в творческую атмосферу – на занятиях от мастера декоративно-прикладного искусства Ирины Букоткиной создавали собственный заповедные сувениры – магниты, заповедные пейзажи пастелью и др.
Каждый день участники экспедиции анализировали свои личные впечатления заполняя специальные бланки «Мыслеобразов». Ребята отвечали на вопросы о том, что им приходилось делать впервые или больше всего понравилось на занятиях, выбирали фразу и цвет дня, делились своими переживаниями и успехами, выбирали наиболее интересные формы занятий и др. Подобная практика помогает ребятам «уложить» в голове полученные знания, подвести итоги дня и предоставляет организаторам возможность оперативно скорректировать программу в зависимости от интересов участников.
В этом году полевые практики для детей завершены, но не стоит расстраиваться. К участию в экспедициях в 2021 году приглашаются школьные и семейные команды, которые активно участвуют в природоохранной и эколого-просветительской деятельности. Отбор участников производится на конкурсной основе. Заявки на конкурсный отбор на участие в экспедициях 2021 года принимаются до 31 марта 2021 года. Заполнить заявку на участие в конкурсном отборе можно здесь.
Пресс-служба Астраханского заповедника. Фото: Букоткина И.А., Вильданова М.М., Мех Н.В., Цыганов В.Д.