В Астраханском заповеднике завершились экологические экспедиции для детей «Изучаем Дельту!». Две экспедиции – одна задача: научить детей понимать закономерности природных процессов и познакомить их с разнообразием флоры и фауны родного края.
В первой экспедиции приняла участие команда Самосдельской СОШ – победители “карантинного” онлайн-флешмоба ко Дню Земли, который проводился в апреле 2020 года. В этой школе действует постоянный отряд по спасению молоди рыб из отшнурованных водоёмов, силами этих подростков уже спасены миллионы мальков. Вместе с ними программу экспедиции осваивали и дети сотрудников Астраханского заповедника. Во вторую экспедицию были приглашены 5 семейных команд, в рамках сотрудничества с АРОО “Ассоциация приемных родителей “Содружество”. Во время экспедиций юные любители природы изучали многообразие флоры и фауны дельты Волги, учились слаженной командной работе, собирали полевой материал в ходе пеших и водных экскурсий, вдохновляясь заповедной красотой мастерили памятные сувениры, и, конечно же, находили новых друзей.
Чтобы участники экспедиции могли глубже погрузиться в исследования, программа были разделена на тематические блоки. Изучать природу в Астраханском заповеднике – одно удовольствие, под руками настоящая «лаборатория» прямо под открытым небом. Например, в «Орнитологический» день ребята смогли попробовать себя в роли научных сотрудников, изучающих птиц. Вместе с орнитологом Владимиром Стрелковым участники экспедиции отправились на моторных лодках в авандельту, чтобы провести маршрутные учёты пернатых. Открытые мелководные пространства идеальны для наблюдений, здесь кормятся и отдыхают многие околоводные и водоплавающие птицы.
Далее ребят ждал «Ботанический» день, в ходе пеших экскурсий они познакомились с растениями заповедника. Принято считать, что в нашем регионе не богатый растительный мир, а, между тем, флора Астраханского заповедника насчитывает более 300 видов сосудистых растений, среди которых много лекарственных, кормовых и пищевых. Вместе с научным сотрудником, геоботаником Натальей Литвиновой, ребята посетили экологическую тропу «Обретённая дельта», где смогли подробнее изучить растения, произрастающие на 4 островах Дельты Волги. Во время полевого выхода Наталья Литвинова рассказала участникам экспедиции об уникальных свойствах растений заповедника, в том числе, как они приспосабливаются к непростым условиям половодья.
«Ихтиологический день» был посвящён загадочному подводному миру Астраханского заповедника. Ребята отбирали пробы молоди рыб в реке и исследовали их в лаборатории, проводили анализ контрольного лова и участвовали в тесте «открытое поле», который позволяет изучить поведенческие реакции рыб при разных раздражителях. День прошёл под руководством опытных ихтиологов – заместителя директора на научной работе Кирилла Литвинова и старшего научного сотрудника Степана Подоляко. Участники экспедиции научились определять возраст рыб по чешуе, степень зрелости половых продуктов у самцов и самок, изучили поведенческие реакции на различные виды смоделированных “опасностей” у хищников и “мирных” рыб, а также ознакомились с методикой определения видовой принадлежности молоди рыб. По оценкам участников, которые они оставили в своих заключительных анкетах, “Ихтиологический день” оказался одним из самых интересных – он понравился 60% участников.
В «Комплексный день» ребята узнали, какие млекопитающие обитают на территории заповедника, «читали» их следы и изучали материалы с фотоловушек вместе с научным сотрудником Илгой Соколовой. Одной из групп посчастливилось детально изучить след барсука, который он оставил на влажной почве. Большой интерес у участников вызвало обсуждение самого популярного среди астраханцев заблуждения по поводу “страшных змей шахматок”. Многие дети и взрослые с удивлением узнали о том, что таких змей вовсе не существует, а “шахматкой” все называют безобидного неядовитого водяного ужа. Самые смелые решились даже осторожно потрогать одного из представителей этого вида.
Каждый тематический день завершался итоговой викториной. Участники экспедиции в игровой форме закрепляли полученные знания и, правильно отвечая на вопросы, зарабатывали баллы для своей команды. В завершении программы каждая команда подготовила свой зачетный экологический проект, посвященный проблемам сохранения редких и исчезающих видов.
Все дни нашей экспедиции были насыщены событиями, ребятам скучать не давали. Не забывали организаторы экспедиции и о досуге – дети и взрослые с удовольствием участвовали в соревнованиях по футболу и волейболу, каждое утро делали зарядку, вечерами смотрели познавательные фильмы о природе родного края. Кроме разнообразной познавательной программы, лекций, практических занятий и экскурсий, участники экспедиции получили возможность проявить и свои творческие способности. В один из творческих вечеров каждая группа подготовила свою экологическую сценку, а на вечерних мастер-классах от сотрудника заповедника, мастера декоративно-прикладного искусства, Ирины Букоткиной учились изготавливать магнитики с изображением лотоса, рисовать пастелью птиц и завораживающие заповедные пейзажи, а также создали своих собственных “золотых рыбок” в технике золочение поталью.
Ребята уехали домой, полные новых знаний о природе нашего края и ярких впечатлений, которых, мы уверены, хватит на весь год. Самые активные участники получили грамоты и памятные сувениры от Астраханского заповедника – книги, брошюры о растениях животных, магниты, закладки, брелки с изображениями заповедных обитателей.
Напоминаем, что к участию в экспедициях в 2021 году приглашаются школьные и семейные команды, которые активно участвуют в природоохранной и эколого-просветительской деятельности. Отбор участников производится на конкурсной основе. Заявки на конкурсный отбор на участие в экспедициях 2021 года принимаются до 31 марта 2021 года. Заполнить заявку на участие в конкурсном отборе можно здесь>>>