Более 20 лет назад в нашу жизнь вошел Интернет. В 1995 году доступ к нему имели менее 1% людей, а в 2018 году по данным Омнибус ГФК-Русь аудитория интернет пользователей уже достигла 75,4% от всего населения страны. Астраханский заповедник использует в качестве виртуального «окна в мир» официальный сайт www.astrakhanzapoved.ru, а также страницы в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Очевидно, что интернет обладает огромным потенциалом и большим преимуществом перед другими средствами связи. Ежегодно увеличивается число посетителей нашего официального сайта. За 7 лет их число увеличилось в 10 раз. Если в 2011 году сайт Астраханского заповедника посетили — 3834 чел., то в 2018 году его страницы просматривали уже 38 357 чел. Конечно, это всего лишь 0,04% всех российских интернет пользователей, но каждый подписчик является для нас важным потребителем эколого-просветительской информации, которая в дальнейшем распространяется на многие тысячи километров.
Кто же является нашей целевой аудиторией? На этот вопрос мы получили ответ из той же статистики. Примерно одинаковое число наших посетителей составляет молодежь от 25 до 34 лет (25,8% в 2017 году и 26,7% в 2018 году) и взрослые люди от 35 до 44 лет (22,3% в 2017 году и 27,3% в 2018 году), аудитория школьников составляет около 16%, хотя возможно дети могут использовать компьютеры своих родителей или школьное оборудование.
Чаще всего наш сайт находят через популярные поисковые системы Google (55 %) и Яндекс (40%) используя поисковый запрос «Астраханский заповедник», «Астраханский биосферный заповедник», «Сайт Астраханского заповедника, «Заповедник в Астраханской области». Доля других поисковых систем, использованных посетителями, составляет около 5%.
Это означает, что большинство пользователей целенаправленно ищут информацию об Астраханском заповеднике. Однако часто на наш сайт заходят и пользователи, которые искали контекстную информацию, например «птицы Астраханской области», «растения астраханской области», «камышовый кот», «змеи Астраханской области», «змея шахматка» и другие. Многие пользователи (около 16%) посещают наш сайт не первый раз и заходят на него по прямой ссылке, некоторые (около 8,5%) переходят на сайт по ссылкам из социальных сетей. Незначительную часть трафика (около 3%) дают переходы по ссылкам с других сайтов.
Наиболее популярными устройствами, с которых осуществляется просмотр нашего сайта, по-прежнему остается персональный компьютер (60,4% в 2017 году и 56,8% в 2018 году), однако наблюдается тенденция перехода пользователей на смартфоны: таких пользователей в 2018 году стало больше на 5%.
В среднем наши пользователи просматривают 2-3 страницы, чаще всего это новости, информация о заповеднике и его обитателях, а также фотогалереи. В 2018 году посетители нашего сайта просмотрели более 120 тысяч страниц.
Следует отметить, что с каждым годом увеличивается число подписчиков на официальные страницы Астраханского заповедника и в социальных сетях. Стремительно набирает популярность страница Астраханского заповедника в Instagram (@astrazapoved) – всего за один год число подписчиков выросло в 5 раз и в настоящее время на наш аккаунт подписано 5140 человек. В 2014 году на страницу Астраханского заповедника ВКонтакте было подписано около 200 чел., в 2017 году – более 900 пользователей, а в 2018 году их число превысило 1500 чел. На официальную страницу Астраханского заповедника в Facebook в настоящее время подписаны более 750 человек, среди них большинство молодые люди от 25 до 44 лет (51%) — активные пользователи социальных сетей. Интересно, что среди подписчиков нашей страницы на Facebook есть не только россияне, но и граждане других стран.
На информационных ресурсах Астраханского заповедника регулярно размещается много новой информации: фотографии и уникальные кадры «из жизни заповедных обитателей» запечатленные нашими сотрудниками и фотоловушками, новости об интересных событиях, отчеты о природоохранной и научной деятельности заповедника, анонсы и результаты интересных акций, конкурсов и эколого-просветительских мероприятий. Для желающих посетить Астраханский заповедник есть специальный раздел о экотуризме, где размещена удобная форма обратной связи, позволяющая заполнить заявку на экскурсию или тур в режиме онлайн.
Мех Н.В. — начальник отдела экологчисекого просвещения Астраханского заповедника, к.п.н.
В публикации использованы данные статистики сайта www.astrakhanzapoved.ru предоставленные сервисом «Яндекс Метрики»