11 ноября 2016 года на Дамчикском участке Астраханского заповедника состоялся практический экоурок для учащихся 7-8 классов МБОУ «Полднёвская СОШ». Экоурок был организован в формате экскурсии и впервые проводился на пешей экологической тропе «Обретённая дельта».
После традиционного инструктажа по технике безопасности и выдачи специальных жилетов, ребята отправились в путешествие. Путь к экологической тропе пролегает по руслу Старой Волги – Проток Быстрая. На высоких ивах на протяжении всего маршрута величественно восседают могучие орланы-белохвосты, а прирусловые леса одеты в золотистый осенний наряд. Уже с первых минут экскурсии дети ощутили величие и вместе с тем хрупкость природы, услышали шелест травы, пение птиц. Через несколько минут урок продолжился на экотропе, которая проходит внутри волжских островов.
Здесь школьники познакомились с обитателями Астраханского заповедника и узнали немало любопытных фактов об их жизни. Например, что енотовидная собака при опасности спасается не бегством, а притворяется мёртвой. У орланов отменное зрение, а особое расположение глаз дает не только отличное бинокулярное зрение, но и периферическое зрение. Состоялось «знакомство» и с флорой заповедника: как отличить камыш от тростника, почему ива белая имеет большое значение для зверей и птиц, а ясень пенсильванский в дельте считается захватчиком, чем может быть прекрасен и опасен паслен персидский.
Благодаря различным интерактивным объектам и стендам, установленным на тропе, учащиеся смогли узнать много интересного о совершенно обычных видах растений и животных, и даже увидеть следы лисицы, кабана, енотовидной собаки и волка. Информационное наполнение тропы тщательно разрабатывалось сотрудниками научного отдела Астраханского заповедника и дизайнерами воронежского брендингового агентства Variobrands и в настоящее время проходит практическую апробацию, чтобы оценить эффективность её использования в различных познавательных целях: экскурсии, уроки под открытым небом, наблюдения за различными объектами живой природы, пленэров и фототуров.
Экоурок завершился, ребята обменялись полученными впечатлениями и выразили готовность личным примером демонстрировать необходимость бережного отношения к природе. Яркие впечатления и эмоции, вызванные общением с природой, способствуют формированию потребности «быть Другом Природы». Именно в детстве закладываются основы всех знаний, умений и навыков, а уроки по гармоничному взаимодействию с окружающим миром, заложенные в школьном возрасте, сохраняются впрок на всю жизнь и проходят лейтмотивом во всех сферах взрослой жизни – дома, на работе, на отдыхе. В будущем году сотрудниками заповедника, совместно с педагогами и студентами планируется разработка специальной программы интерактивных экскурсий для школьников, а также серии тематических уроков под открытым небом, направленных на расширение биологических знаний и формирование у подрастающего поколения ответственного и бережного отношения к природе родного края.
Наталья Мех – зам.директора по ЭПР, Валерия Командикова – пресс – секретарь Астраханского государственного заповедника. Фото: В. Командикова.