В Астраханском биосферном заповеднике закончилась работа Полевой экологической школы «Заповедная смена». В течение недели учащиеся МБОУ «Тулугановская СОШ», МБОУ «Большемогойская СОШ» Володарского района, МБОУ «Верхнекалиновская», МБОУ «Полдневская» Камызякского района не только познакомились с заповедными обитателями, но и попробовали себя в роли научных сотрудников заповедника, изучающих флору и фауну дельты Волги.
Каждый день открывал участникам полевой школы новые тайны растений и животных. Научные сотрудники заповедника не только рассказывали ребятам о предмете своих исследований на лекциях, но и предоставили им возможность почувствовать себя исследователями во время практических занятий и экскурсий по территории заповедника, где у них была возможность своими глазами увидеть редкие виды птиц и уникальные растения.
Впервые оказавшись на территории заповедника, юные экологи задавали много вопросов, и главный вопрос – почему территория заповедника охраняется, ведь здесь на первый взгляд такие же реки, растения и животные, как и в других местах дельты. В «День охраны» заместитель директора заповедника по охране Галина Замятина подробно рассказала о природоохранной, научной и эколого-просветительской деятельности Астраханского заповедника, а также о том какую роль заповедник играет в сохранении биразнообразия дельты Волги. В игровой форме ребята узнали о буднях госинспекторов, о том чем отличается заповедный режим от режима национальных парков, памятников природы и других видов особо охраняемых природных территорий. Особое место в рассказе о проблемах охраны заповедной территории было уделено проблеме растительных пожаров в дельте, которые наносят большой ущерб природным комплексам всей дельты. Ежегодно госинспекторами приходится предотвращать не менее 80 пожаров, угрожающих заповеднику с сопредельной территории.
Следующие дни были посвящены различным тематикам. Больше всего понравился ребятам «День рыб» – в итоговых анкетах его отметили 55% участников, «День знакомства», «День птиц» и «Комплексный день» понравился 30% участникам, «День охраны» и «День ботаники» – отметили по 10% участников.
Именно «День рыб» оказался днем открытий. Во-первых, участники научились определять молодь рыб, наблюдали за поведением рыб в тесте «Открытое поле», узнали как определять возраст рыб по чешуе, а также узнали что «щука меняет окраску», а «буфало – это не буфало»…
В «День птиц» участники вместе с научным сотрудником-орнитологом Натальей Мещеряковой совершили настоящий маршрутный учет птиц по водным маршрутам, в ходе экскурсии ребята научились определять птиц визуально и по голосам, а еще узнали, что «синица в своей песне может воспроизводить до 150 звуков». Огромное впечатление произвело на участников полевой школы близкое знакомство с представителем хищной орнитофауны – орланом-белохвостом, популяция которого в Астраханском заповеднике самая большая в Европе – в наших заповедных угодьях гнездятся более 70 пар. Находясь под охраной, этот могучий хищник чувствует себя настоящим Царем Дельты и величественно облетает свои владенья, совершенно не обращая внимание на посетителей. Маршрутный учет птиц завершился в раскатной части Дамчикского участка Астраханского биосферного заповедника, где растекается, раскатывается по бескрайним просторам авандельты речная вода, принесенная сотнями рукавов Волги, дает начало Каспию. Здесь участников полевой школы встречали крикливые крачки, белоснежные цапли и лебеди, краснокнижные кудрявые пеликаны, черные как уголь бакланы. Даже учителя из сельских школ видели многих птиц впервые и не могли скрыть восхищения.
«День ботаники» таил в себе загадку «Обретенной дельты», именно так называется новая экологическая тропа Астраханского заповедника, по которой предстояло пройти участникам «Заповедной смены». Пройдя по маршруту, проложенному по четырем речным островам волжской дельты, юные ботаники научились определять все встреченные по пути растения, узнали, чем отличается «камыш» и «тростник», а также увидели поднимающиеся из воды листья лотоса – уже скоро наступит сезон цветения этого уникального цветка.
Помимо теоретических и практических занятий, организаторы уделили большое внимание игровому аспекту, который позволяет в легкой и интересной форме соревнований, проверить, насколько участники усвоили программу дня. Каждая команда, старалась быть лучшей, в течение всей смены во время викторин и конкурсов участники набирали баллы в общий зачет для своей команды. В итоге этого соревнования наилучшие результаты показала команда «Бирюльки» Полдневской школы, 2 место заняла команда «Пчёлки» Верхнекалиновской школы», команда «ЖираВ» Тулугановской школы с отрывом от «серебрянного призера» всего в 1 бал – 3 место, а команда «Ястребы» из Большемогойской школы – 4 место. Все участники получили дипломы от Астраханского заповедника и сувенирную продукцию на память о нашей заповедной встрече.
Как признались сами ребята и их преподаватели, участие в летней экологической школе Астраханского заповедника очень интересно и познавательно, помогает не только познакомиться с природой своего родного края и получить много новых знаний по биологии и экологии, но и влияет на их мировоззрение, прививает настоящую любовь к земле, на которой мы живем. Мы надеемся, что дни проведенные участниками в нашей Полевой экологической школе помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути в гармонии с природой, а возможно и станут основой для дальнейшего выбора профессии, ведь нам очень нужна «заповедная смена».
Наталья Мех – заместитель директора по ЭПР ФГБУ «Астраханский государственный заповедник», к.п.н. Фото: Гольцева Я.П.