И снова небольшой отчет об успехах и деятельности участников полевой экологической школы “Заповедная смена”.
Пятый день полевой экологической школы был посвящен изучению растений. Сотрудники научного отдела Наталья Мещерякова и Максим Перковский рассказали ребятам о том, какие растения произрастают в Астраханском заповеднике и в чем особенность растительности Нижней Волги, по сравнению с другими территориями. После лекции участники полевой школы отправились на водную экскурсию к местам произрастания краснокнижных растений, где увидели лотос орехоносный, чилим и марсилию. Ими были встречены и другие растения, произрастающие вблизи водоема или непосредственно в нем: кувшинка белая, кубышка, тростник южный, рогоз, ежеголовник. После обеда ребята отправились на длительную пешую прогулку, длительностью около 6 км по центральному кордону Дамчикского участка и охранной зоне, в ходе которой ребята познакомились с растениями различных экотопов. В завершении экскурсии были отобраны гербарные образцы, на примере которых ребята ознакомились с методами гербаризации растений.
Следующий день представлял собой краткий экскурс в различные науки. Первый учебный блок был посвящен науке паразитологии. Сотрудник научного отдела заповедника Ксения Кобяк рассказала ребятам о том, каких паразитов можно обнаружить внутри рыб, птиц и зверей, какие из них опасных для человека и как предотвратить заражение. После лекции ребята направились в лабораторию, где производили вскрытие погибшей птицы с целью выявления у нее паразитических организмов, к счастью, или, к сожалению, исследуемая птицы оказалась здорова.
Следующий раздел наук был посвящен геоморфологическим исследованиям в Астраханском заповеднике. Научные сотрудники заповедника Жужнева И.В. и Малов В.Г. рассказали ребята о методах изучения и образовании насыпных кос и дельтовых островов, а также показали на практике как закладываются почвенные разрезы для изучения структуры почвы. Юные экологи исследовали почвенный разрез и научились расшифровать информацию, так например, на этом участке отметили высокий уровень засоления, а также показывает, что на этой территории был пожар, и даже то, что очень давно на этом месте простиралось Каспийское море.
После небольшого перерыва комплексный день в полевой экологической школе продолжился рассказом научного сотрудника Соколова И.В. о насекомых Астраханского заповедника. Оказалось, что ребята знают их немало, но вот таких как, например, цикады и цикадки, увидели впервые! В завершении дня участники прослушали лекцию по териологии и узнали, какие млекопитающие обитают в дельте, особенно понравился рассказ о летучих мышах, и конечно же было решено отправиться на ночную экскурсию для наблюдения за ними. Однако, внезапно начавшаяся гроза и ураган нарушили эти планы, поэтому экскурсия была перенесена на следующий вечер, а вечерний досуг был посвящен интересным рассказам из жизни участников и игре «Химера», в которой ребята придумывали биологическое описание по всем правилам систематики для фантастических зверей, представив себя на месте ученого, который открыл новый вид команды придумывали им названия, описывали его образ жизни, особенности питания и размножения. Получилось очень весело.
Заключительный день полевой школы прошел в атмосфере легкой грусти по скорому расставанию. Утром ребята вызвались помочь сотрудникам кордона в уборке веток, которые были сломаны вчерашней стихией, а затем проверили свою смекалку в игре на спортивное ориентирование. Занятие по ориентированию организовали преподаватели, сопровождающие детей, поэтому для сотрудников отдела экопросвещения заповедника это оказалось своеобразным мастер-классом.
Однако, главным событием, к которому готовились все участники на протяжении всей экологической школы – это защита экопоектов на тему “Мама, папа, я – экодружная семья”. Ребята предложили три проекта, каждый из которых был индивидуален и интересен и легко может быть реализован с привлечением детей и взрослых в любом регионе. После подведения итогов, когда были суммированы все баллы, накопленные участниками за участие в конкурсах и викторинах, были объявлены победители и призеры, которые получили памятные сувениры от заповедника. И конечно же состоялся традиционный обмен мнениями и впечатлениями участников: “это было незабываемо и увлекательно”, “время пролетело быстро”, “узнали много нового и интересного” – признаются ребята. Некоторые ребята после того как “окунулись” в работу научных сотрудников даже определили для себя свое будущее – обязательно связать свою жизнь с природой. Кто-то еще не определился с выбором профессии, но все участники, дети и взрослые, точно уверены в том что они еще обязательно приедут в Астраханский биосферный заповедник. Мы проводили наших новых Друзей и ждем новых интересных встреч.
Мария Лосева – студентка АГУ, волонтер Астраханского заповедника. Фото автора.
Огромное спасибо за проведенное время:) За огромное количество информации, массу положительных эмоций.