А в “Заповедной смене” Астраханского заповедника продолжается изучение фауны: третий день был посвящен птицам, земноводным и пресмыкающимся, а четвертый – изучению ихтиофауны, т.е. рыб.
Прослушав лекцию о птицах, обитающих в Астраханском заповеднике, ребята отправились на водную экскурсию, где им предстояло научиться маршрутному учету пернатых. Природа дельты Волги заворожила своей красотой, восхищению не было предела. За три часа ребята увидели и услышали десятки видов самых разнообразных птиц. Наблюдали за охотой крачек, бакланов и орланов за рыбой, стали свидетелями родительской заботы о птенцах, встретили цапель, зимородка и целую семью лебедя-шипуна.
После обеда ребята прослушали лекцию по герпетологии которая изучает земноводных и пресмыкающихся, а затем разделились на две команды отправились на маршрутный учет. Преодолевая заросли прибрежной растительности и страх перед змеями, ребята прошли около двух километров вдоль кордона в поисках лягушек, змей и черепах. Поиски были не напрасны, были встречены 64 озерные лягушки, 4 болотные черепахи и 8 водяных ужей. Одного довольно крупного водяного ужа ребята смогли внимательно рассмотреть, а желающие даже погладить! Кроме того, были обнаружены места, где черепахи откладывают свои яйца. Вернувшись в Информационный центр ребята делились своими впечатлениями и конечно же закрепили знания в итоговой викторине.
День ихтиологии был насыщен разнообразными методами изучения рыб. Традиционное начало дня – лекция, на этот раз о видах рыб, которые нерестятся и обитают в водах Астрахани, а также о методах изучения ихтиофауны заповедника. После лекции все отправились в лабораторию, где выполнили несколько лабораторных работ: анализ контрольного улова и определение физических показателей взрослых рыб, определение молоди различных видов рыб под бинокуляром и тест “открытое поле”, который позволяет изучить поведенческие реакции рыб при разных раздражителях. Ихтиологический день завершился викториной, команды отвечали на вопросы и пополнили свою копилку достижений, что очень важно, т.к. в конце экологической смены организаторы выявят лучшую команду, занявшую 1 место, и вручат памятные сувениры победителю и призерам. Как признаются сами ребята и их преподаватели, участие в “Заповедной смене” Астраханского заповедника очень интересно и познавательно, потому что помогает не только познакомиться с природой другого региона, но и получить много новых знаний по биологии и экологии!
И конечно же каждый день ребята с нетерпением ждут вечернюю программу досуга, которая помогает им отдохнуть после насыщенного дня. В этом им помогает волонтер Мария Лосева, студентка АГУ, в запасе у которой целый арсенал экологических и психологических игр, среди которых игры на эрудицию и командообразование: “Рыбы-птицы-звери”, “Атомы-молекулы”, “Угадай кто я”, “Все вместе на газете”, “Путаница”, “Мафия” и другие. До 22:00 продолжается вечерний досуг, не смолкает смех в Информационном центре, и только нелюбимая команда “отбой”, отправляет ребят спать и набираться сил. Завтрашний день посвящен знакомству с наукой ботаникой и свою копилку знаний ребята пополнят информацией о растениях!
Мех Н.В. – зам. директора по ЭПР Астраханского заповедника. Фото: М.Лосевой.