Ежегодные осенние учеты в этом году пришлись на 10 декабря. Это достаточно поздно, поскольку обычно полеты проходят в ноябре, когда в наших южных широтах еще нет снежного покрова и достаточно ясная, солнечная погода. Но в этом сезоне по ряду технических, но главным образом погодных причин полет состоялся именно в этот день. Он выдался на редкость удачным по погодным условиям и все участники полета могли хорошо видеть окрестности дельты.
Большинство пассажиров на этот раз были сотрудники научного отдела. Это – координатор работы научного отдела Кирилл Литвинов, орнитолог Николай Гаврилов, териолог Роман Федяев, а также заместитель директора по охране Астраханского государственного заповедника Галина Замятина.
Ясная погода давала возможность четко наблюдать традиционные ориентиры учетов – каналы и тростниковую растительность (в тумане может произойти дезориентация). Высота полета обычно не превышает ста метров – это оптимальная высота с которой можно вести учет, не нарушая покой обитателей дельты. В дельте присутствуют в большом числе нырковые утки, а также лебеди шипуны и кликуны, еще не отлетевшие на юг, довольно много больших белых цапель и еще держаться пеликаны и серые цапли. Сотрудники заповедника отметили и присутствие орланов-белохвостов. Хорошо просматривался с высоты полета ход частиковой рыбы в реки на зимовку. Галина Замятина и Роман Федяев по левому и правому борту самолета вели учет хаток ондатры, которых в этом году учтено больше чем в прошлом.
Для охраны было важно увидеть выполненные в полном объёме противопожарные мероприятия: широкие противопожарные разрывы с минерализованными полосами, противопожарные дороги, окошенные электролинии. Полёт позволил выявить браконьерские тропы на подступах к заповеднику, это поможет предотвратить нарушения в зимний период.
В целом, самолет вместе со своими пассажирами прошел путь от Иголкинского банка до села Вышка (т.е. практически между границами Казахстана и Калмыкии).
В полдень пилот получил информацию, о том, что идет снежный буран, но несмотря на это участники полета продолжили свои наблюдения. В общей сложности самолет прошел путь более чем в 800 километров. По данным наблюдателей на востоке дельты птицы меньше, чем на западе из-за начавшегося ледостава. Основную ее концентрацию наблюдали в районе Волго-Каспийского канала. Из-за сильного ветра здесь ещё много открытой воды, а значит, и доступной кормовой базы.
Инна Мантурова
фото Кирилла Литвинова