Получилось так, что символ Астраханской области – каспийский лотос – воспринимается астраханцами как нечто обычное, то, чего очень много и, кажется, что так будет всегда. Но такой расцвет (во всех смыслах) зарослей лотоса был в дельте Волги не всегда. Еще до середины ХХ века людям приходилось очень постараться, чтобы найти цветущие заросли, а таким массовым и широко распространенным растением, каким мы знаем его сейчас, лотос стал лишь в конце прошлого века. И вот, уже в новом ХХI веке стало распространяться мнение, что вид этот агрессивный, много его развелось и ни в какой защите Красной книги он уже не нуждается. Однако в 2017 году мы увидели очень впечатляющий пример уязвимости этого прекрасного цветка, когда вторая волна паводка затопила заросли в начале июля и воспрепятствовала наступлению цветения. Ведь все силы в тот год лотос потратил на повторное наращивание вегетативной массы (листьев, которые оказались затоплены), тут уж было не до цветения. Оправлялся от этого шокового воздействия лотос почти три года, и более или менее нормальное плодоношение зарослей на территории низовьев дельты мы отметили только в 2020 году. Дело в том, что судить о благополучии зарослей нужно не только по обилию и срокам цветения, но и (что гораздо показательнее) по количеству и вызреванию плодов лотоса – орешков. И вот в нынешнем 2022 году – новое испытание. К распространенному по устьевой части водотоков вытеснению лотоса его ближайшим мощным конкурентом – ежеголовником, снова добавилась вторая холодная волна воды.
2021
В Астраханском заповеднике существует система площадок наблюдения за лотосом, обследуя которые ежегодно, мы можем оценивать его состояние: когда начинает цвести, насколько успешно плодоносит, увеличиваются или уменьшаются заросли по площади, что им угрожает, и, на основании полученных данных, устанавливать общие тенденции. Результаты обследования зарослей в первой декаде августа (это период, когда подавляющая часть зарослей должна массово цвести и начинать плодоносить) в 2022 году вызывают серьезную тревогу. Некоторые площадки наблюдения за плотными мощными зарослями лотоса на обширных мелководьях, в этом году оказались пустыми – лотос там просто не вырос. На других площадках лотос «сдал свои позиции» ежеголовнику – тот просто разъединил лотосовые заросли на фрагменты и задавил их. Некоторые площадки наблюдения (преимущественно, вдоль водотоков) выглядят вполне благополучно, только цветение на них началось позже обычного. Есть довольно много участков, где заросли сохранились, но выглядят ослабленными – листьев мало (причем плавающих больше, чем надводных, а это плохой признак), почти совсем нет цветков. И такая печальная лотосовая «мозаика» в этом году наблюдается практически по всей территории низовьев дельты Волги.
Отдельно необходимо отметить, что в ситуации, когда заросль лотоса слабеет, в нее начинают активно внедряться конкурентные виды (кувшинка, рогозы, ежеголовник, сусак), и отвоевать обратно свое место произрастания лотосу будет крайне сложно.
2022
О причинах. Однозначную причину такого состояния зарослей в 2022 году пока назвать сложно, но, несомненно, здесь сыграло свою роль и катастрофическое маловодье последних лет (ведь лотосу для развития и успешной зимовки пусть слабое течение, но нужно) и, что еще более важно, – нарушение естественного хода весенне-летнего половодья. Весь жизненный цикл развития лотоса определяется температурой и уровнем воды. Если вместо ожидаемого снижения уровня и плавного прогрева воды, заросли лотоса оказываются вновь затопленными холодной водой, то не стоит ожидать нормального своевременного цветения и устойчивости к конкурентным видам. А учитывая довольно узкий оптимум подходящих для развития лотоса глубин, при неблагоприятном развитии гидрологической ситуации под угрозой оказывается весьма значительная часть всех зарослей дельты.
Конечно, делать какие-то выводы и прогнозы развития ситуации пока рано, оценить успешность развития зарослей лотоса можно будет только в октябре, в конце вегетационного сезона, когда станет очевидной результативность плодоношения. Но то, что текущее состояние значительной части зарослей лотоса вызывает опасения – это факт.
Наталья Литвинова – старший научный сотрудник, геоботаник Астраханского государственного заповедника