Подведены итоги XIII областного конкурса исследовательских проектов «Астрахань-500», организованного Региональным школьным технопарком для учащихся школ города и области. Сотрудники отдела экологического просвещения Астраханского заповедника – начальник отдела Наталья Мех и ведущий методист Елена Хищенко – приняли участие в проекте в качестве членов жюри по двум номинациям – «Экология родного края» и «Великая книга Природы».
В конкурсе принимали участие школьники, однако проекты оценивались по очень серьёзным критериям – актуальность и новизна идеи, постановка цели, практическая направленность проекта работы, степень проработки материала, владение техникой исследовательского поиска, доступность, логичность, свобода выступления и т.д. Защита проектов прошла в онлайн-формате, школьники защищали свои проекты и демонстрировали результаты проведенных исследований с помощью презентации.
Темы исследовательских проектов, представленные на конкурс, были интересны и разнообразны. Например, Анастасия Погребняк провела исследование молочного гриба, с помощью которого получают кефир. Она проанализировала литературу и выяснила роль кефира для жизнедеятельности человеческого организма, а также приготовила кефир в домашних условиях, изучая влияние температуры, освещённости и качества молока на рост гриба.
Валерия Малова изучала практические возможности аквапоники – это высокотехнологичный способ ведения сельского хозяйства, сочетающий выращивание рыб и выращивание растений без грунта. Эта установка работает по принципу экосистемы: рыбы обеспечивают питание растениям, а растения очищают воду. Суть метода — в использовании отходов жизнедеятельности водных животных (рыб, креветок) в качестве питательной среды для растений. Валерия изучила теорию метода аквапоники и поставила настоящий эксперимент, прорастила отростки герани в различных условиях – обычным методом и с помощью настоящей аквапонической установки. Игорь Ганноченко тоже решил изучить технологию аквапоники, только с своём проекте он занимался выращиванием огурцов и сравнивал различные их сорта по нескольким показателям. Ему удалость с помощью этого способа вырастить и получить урожай огурцов в зимний период.
Софья Волкова и Виктория Егорочкина разработали азбуку животного мира Астраханской области. Они подбирали материал к каждой букве алфавита – детские стихи и яркие иллюстрации. Во время защиты проекта они продемонстрировали эскиз своей азбуки.
Мария Тетерятникова изучала влияние яичной скорлупы на всхожесть семян и развитие растений. В ходе эксперимента она выяснила, что способ выращивания рассады в яичной скорлупе имеет много преимуществ. Это и экологичность, и лучшее развитие растений, и экономичность. Кроме того, выращивание рассады этим способом обеспечивает практически 100% выживаемость при пересадке в открытый грунт и приближает урожай на пару недель.
Это далеко не все проекты, которые участвовали в конкурсе. Сотрудники Астраханского заповедника выбрали 3 лучших проекта и объявили отдельную номинацию – «Юный исследователь». Третье место в номинации получил проект «Изучение влияния яичной скорлупы на всхожесть семян и сохранность будущих растений», второе место – «Аквапоника – эффективная технология по выращиванию огурцов», первое – «Аквапоника на службе цветовода».
Победители получат дипломы, брошюры о растениях Астраханского заповедника, сувенирную продукцию или сертификат на экскурсию в Астраханский заповедник на две персоны. Торжественное награждение назначено на 12 марта 2021 года.