Живогляд Александр Федорович
(1926 – 20.04.2004 )
Александр Федорович Живогляд был принят на работу ботаником в научный отдел Астраханского заповедника в 1962 г. после окончания Днепропетровского государственного университета. Он хорошо знал растения, любил их и с увлечением изучал на многочисленных ботанических профилях или пробных площадках. Скрупулезно описывал растительность, делая многочисленные гербарные сборы чтобы в лабораторных условиях определить видовой состав растений и продуктивность водных, луговых или лесных растительных сообществ. Им был выполнен цикл работ по изучению растительности полойных нерестилищ. Все эти материалы на протяжении многих лет пополняли научные фонды заповедника. В рукописном виде они помещались в ежегодные летописи природы, которые являются ценным научным багажом, необходимым для изучения изменений, происходящих во флоре и растительности дельты. Изучение ее очень важно для определения состояния многих компонентов экосистем и поэтому на материалах Александра Федоровича всегда базировались данные других исследователей. Так, изменения гидрологического режима в первую очередь сказываются на состоянии растительности, что отражается на условиях обитания огромного числа живых организмов.
Все мы, знавшие Александра Федоровича близко, ценили его за отзывчивость на любую просьбу и глубокую порядочность. Он был светлым человеком, а его жизненные принципы были тверды и неизменны. Обладая хорошим музыкальным слухом и голосом, Александр Федорович любил петь, особенно украинские песни. В этом чувствовалась его ностальгия по Украине, где он родился, где пережил тяготы лихолетья голодных 30-х годов, перегибы властей (его семья была раскулачена), войну, откуда сам ушел служить в 1945 году в советскую армию. И мы шли к нему часто пообщаться, получить консультацию или обсудить какую-либо текущую задачу. На протяжении многих лет Александр Федорович регулярно проводил на участках заповедника фенологические занятия по ботанике, демонстрируя при этом многие растения, что служило хорошей школой не только для персонала заповедных кордонов, но и научных сотрудников. Он был частым участником экспедиционных поездок по низовьям дельты. Несмотря на увечье руки, наравне с другими выполнял порой нелегкие полевые работы.
Рабочая лаборатория Александра Федоровича вся была заполнена шкафами с многочисленными гербарными сборами. И его постоянно можно было видеть за рабочим столом, где он писал статьи или отчеты, разбирал гербарные сборы, классифицировал и этикетировал их. Этому он охотно учил и своих помощников, которые работали с ним более четырех десятилетий. Многие из них сейчас стали известными специалистами и трудятся в учебных, научно-исследовательских и природоохранных организациях. К нему приезжали за консультацией не только из учреждений Астрахани, но и других городов. Он рассылал гербарии и семена лотоса по многочисленным адресам. К нему неизменно обращались за помощью, когда нужно было посадить лотос.
Александр Федорович прекрасно знал лекарственные свойства растений, интересовался фитотерапией. У него всегда можно было получить консультации о лекарственных свойствах того или иного вида растений. Он не только знал, но и собирал лекарственные травы, охотно делясь с другими своими сборами – алтея, будры, зверобоя, корневищами солодки. И пользовался ими сам, возможно поэтому до солидного возраста находился в хорошей физической форме.
Его часто можно было видеть в поле на июльской изнуряющей жаре, на комарах, в духоте тростниковых крепей на ботанических профилях. Целыми днями он один вел описания растительности с лодки или куласа. Одновременно им проводилось визуальное картирование изменений состояния растительности, которые стремительно происходили в 60-70 годы, когда уровень моря понижался. В последующие десятилетия наблюдался обратный процесс – увеличение глубин в связи с повышением его уровня. Для ученого было важно фиксировать изменения, происходившие в природном комплексе заповедника и дельты Волги. Можно с уверенностью сказать, что никто так хорошо не знал растительность низовьев дельты и предустьевого взморья, как Александр Федорович Живогляд. Мы вместе много летали на самолетах и вертолетах и проводили аэровизуальное картирование состояния и изменений растительности на огромной акватории взморья, вызванных нестабильным водным режимом Волги и Каспия. Эти материалы опубликованы А.Ф. Живоглядом и его коллегами в ряде статей и коллективной монографии. Охотно публиковались они и за рубежом, в частности в Голландии и США. Это – доступное всем ценное научное наследие долгие годы будет служить специалистам, изучающим состояние природной среды волжской дельты и ее динамику в ХХ столетии. Подробный библиографический перечень научных работ А.Ф. Живогляда опубликован в 15 выпуске Трудов Астраханского государственного заповедника (2014).
За свои научные достижения Александр Федорович Живогляд был награжден тремя медалями ВДНХ, а в 1999 г. он получил почетное звание «Заслуженного эколога Российской Федерации».
Герман Михайлович Русанов – ведущий научный сотрудник Астраханского государственного заповедника.