На пресс-конференции представители Гринпис признались, что очень обеспокоены тем, что число поджогов тростника и сухой растительности в дельте Волги не только не прекращаются, но напротив продолжает расти. Трудно сказать, с чем это больше связано – с укоренившейся традицией или беспечностью поджигателей, только факт остается фактом, который, однако никак не отражается на отчетности соответствующих ведомств и чиновников. Бодрые рапорты о числе пожаров в Астраханской области повествуют исключительно о случаях возникновения пожаров на территории Астраханского государственного заповедника. Другие пожары в дельте как бы не существуют. Совместными усилиями собравшиеся пытались найти выход из этой загадочной ситуации. А дело в том, что до последнего времени «официальными» считаются только лесные пожары, а, как известно как раз лесов в наших краях почти и не водится. Зато тростник растет в изобилии, но тростниковые пожары – это как бы и не пожары вовсе. НЕ ПОЖАРЫ, хотя сила их горения зачастую превосходит силу горения лесных массивов, и ущерб приносит не меньший, перекидываясь и на немногочисленные у нас в области леса, и на человеческое жилье. Кстати с этого года погорельцы уже не внесены в список нуждающихся в помощи граждан. Как говорится не только спасение утопающих дело рук самих утопающих, но и дело погорельцев теперь их личная трагедия, к государству отношения не имеющая. Так что сами решайте, граждане поджигатели, сколько будут стоить ваши недетские «шалости» с огнем.
Возмущенные ситуацией блоггеры, пытались внести свои предложения по изменению ситуации, в частности об ужесточении наказания за поджоги. На что Григорий Куксин заявил, что по опыту может сказать, что ужесточение наказания, никогда, увы, не меняет ситуации к лучшему. Особенно в России. Кстати, в этом году среди российских добровольцев в команде Гринпис участвует представитель германской молодежи – Крис Вульф. Он приехал к нам аж из Франкфурта помочь сохранить природу дельты Волги. Так что странная получается картина – местные жители, кому здесь жить и своих детей растить – свою же родную землю губят в огне, а другие, жертвуя ежегодным отдыхом, приезжают и из других городов, и теперь уже и стран, чтобы помочь. Сберечь и сохранить.
А для этого, конечно нужно и вести разъяснительную работу, и ужесточать наказания за поджоги, и личным примером бороться с уже случившимся пожаром, потому что даже самую трудную дорогу осилит только тот, кто по ней уже идет.
Только факты.
Это уже пятая Противопожарная экспедиция Гринпис России – они проходят ежегодно, всегда в начале весны, начиная с 2010 года.
У каждой такой экспедиции несколько целей. Во-первых, закрепить знания, полученные добровольцами во время теоретических занятий в Гринпис в течение года, и накопить опыт практической работы. Во-вторых, привлечь внимание общества к проблеме массовых палов сухой травы, стерни и тростника. В-третьих, помочь инспекторам Астраханского заповедника защитить территорию в начале пожароопасного периода.
В противопожарной экспедиции Гринпис 2014 года участвуют 23 человека – сотрудники и добровольцы Гринпис и Общества добровольных лесных пожарных, и три машины полностью укомплектованных необходимым для борьбы с тростниковыми палами оборудованием.
Инна Мантурова, пресс-секретарь