3 марта 2014 года на базе МБОУ «Лицей № 1 им. А.П.Гужвина г.Камызяк» состоялся семинар для учителей биологии, географии и ОБЖ Камызякского района. Это мероприятие проводилось Астраханским биосферным заповедником при содействии отдела образования администрации МО «Камызякский район» в рамках противопожарной экспедиции Гринпис России «Весна без огня!». На семинаре присутствовали представители районного отдела образования и преподаватели биологии, экологии, географии и ОБЖ.
Тематика семинара «Весна без огня!» отражает основную цель экспедиции Гринпис и природоохранной пропаганды Астраханского биосферного заповедника – привлечение внимания населения – детей и взрослых – к проблеме весенних палов на природных территориях. Как остановить пожары в дельте? Как предотвратить их? Чтобы справиться с проблемой, необходимо, прежде всего, понять причину её возникновения. Основная причина ландшафтных пожаров в дельте – человеческий фактор. Неосторожно брошенный окурок, непотушенный костер или просто поджог, что и случается чаще всего. Тростник и сухую траву поджигают дорожные рабочие, чтобы очистить придорожную территорию от сухих листьев и мусора, или местные жители, чтобы очистить землю для выпаса скота или сельхозработ. В Астраханской области, к сожалению, этот метод очистки территории от сухостоя считается самым эффективным и малозатратным. Однако, как показывает практика, вред от таких «сельскохозяйственных мероприятий» значительно превышает сомнительную пользу .
Очевидно, что выжигание травы и тростника часто приводит к неуправляемому распространению огня на огромные территории, гибнут и без того немногочисленные в наших краях леса, уничтожаются места обитания зверей и птиц, иногда возникает прямая угроза населённым пунктам, из-за дыма и пламени вдоль автодорог затрудняется и даже становится опасным движение автотранспорта. Так, например, в конце февраля 2014 года, в Астраханской области участок трассы А-153 «Астрахань-Махачкала» был перекрыт из-за горящего тростника. Ежегодно тростниковые пожары угрожают и территории Астраханского биосферного заповедника. Еще с осени вокруг участков заповедника госинспектора устраивают противопожарные разрывы для предотвращения захода огня с сопредельной территории. С самой ранней весны организуются дежурства, по первой тревоге для борьбы с возгораниями выезжают сотрудники заповедника. Тростниковый пожар распространяется очень быстро, высота пламени может достигать 10 м, при сильном ветре огонь легко «перепрыгивает» и противопожарные полосы, и дороги, и даже небольшие речушки. В огне гибнут деревья и кустарники, бесчисленное множество насекомых, мелких зверей и птиц, не всегда могут вовремя уйти от пламени кабаны, и другие млекопитающие, уничтожаются гнезда птиц, часто вместе с птенцами и их самоотверженными родителями. Пожары наносят вред нерестилищам, ведь пришедшие на нерест рыбы вынуждены откладывать икру на затопленные полыми водами выгоревшие участки, такая икра гибнет или дает начало ослабленному потомству. Это далеко не полный список последствий тростниковых пожаров в дельте. Многие из них будут заметны не сразу, а через годы, десятилетия…
Следуя методической модели Астраханского биосферного заповедника «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых» работу по противопожарной пропаганде мы считаем целесообразным начинать именно с детей. За пять лет, с 2010 года, когда противопожарная экспедиция Гринпис России впервые приехала в Астраханскую область, в школах Астраханской области проводились различные мероприятия со школьниками Володарского, Камызякского и Икрянинского районов Астраханской области. В работе со школьниками все это время нам помогали директора и преподаватели школ. В рамках мероприятий для школьников главное внимание уделялось, конечно же, детям, а преподаватели, сопровождающие их, наблюдали за процессом со стороны и перенимали методики работы. Опыт проведения таких мероприятий показал, что очень важно привлечь как можно больше преподавателей к работе с детьми. В 2014 году благодаря поддержке отдела образования администрации МО «Камызякский район» впервые был проведен методический семинар для преподавателей биологии, экологии, географии и ОБЖ школ Камызякского района. На семинаре присутствовали преподаватели из 17 общеобразовательных школ Камызякского района: МБОУ «Затонская ООШ», МБОУ «Никольская СОШ», МБОУ «Верхнекалиновская СОШ», МБОУ «Самосдельская СОШ», МБОУ «Полдневская СОШ», МБОУ «Кировская СОШ им.П.М.Смирнова», МБОУ «Раздорская СОШ им. А.П. Гужвина», МБОУ «Караулинская ООШ», МБОУ «Чапаевская СОШ», МБОУ «Волго-Каспийская СОШ», МБОУ «Иванчугская ООШ», МБОУ «Семибугровская ООШ», МБОУ «Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г. Камызяк», МБОУ «Камызякская ООШ № 1», МБОУ «Камызякская ООШ № 2», МБОУ «Камызякская СОШ № 4». Благодарность за помощь в организации семинара от имени Астраханского заповедника и Гринпис России получили представители отдела образования МО «Камызякский район». Многие преподаватели вместе со своими детьми уже участвовали в экологических проектах и эколого-просветительских мероприятиях Астраханского заповедника, поэтому с интересом откликнулись на приглашение принять участие в этом семинаре. Вопросы борьбы с природными пожарами стали темой обсуждения на состоявшемся семинаре. Программа семинара предусматривала обсуждение проблемы вовлечения подрастающего поколения в пропагандистскую работу по предотвращению ландшафтных пожаров в дельте, угрожающих Астраханскому заповеднику. Именно поэтому началу обсуждения предшествовали показ фильма о жизни растений и животных заповедника и презентация об истории его организации и научной, природоохранной и просветительской деятельности.
Руководитель противопожарной экспедиции Гринпис России Григорий Куксин рассказал об общей пожарной ситуации в нашей стране в последние годы, причинах возникновения пожаров в степях и лесах, а также о работе добровольных пожарных, которые ежегодно борются с ландшафтными пожарами в дельте, помогая сохранить уникальную заповедную природу. Большое внимание было уделено методическим аспектам обучения детей мерам пожарной безопасности в природе в рамках предмета ОБЖ в школе и интеграции природоохранных тематик в курсы предметов естественно-научного цикла. Для того чтобы искоренить вредную привычку поджогов травы, следует начинать соответствующее воспитание с детских лет. Ведь каждый взрослый – это ребенок в прошлом. Для введения в тему обсуждения были продемонстрированы документальные съемки и социальные ролики по противопожарной тематике. Затем, опираясь на представленный материал, Григорий Куксин профессионально разъяснил педагогам основные ошибки и заблуждения в методике организации работы по данному направлению и привел примеры характерных, а иногда опасных ошибок, которые удалось выявить в наиболее распространенных методических пособиях и учебниках по ОБЖ. После обсуждения основных вопросов все присутствующие получили подборку материалов для противопожарной пропаганды и работы с детьми, в т.ч. бюллетени, листовки, брошюры и диски с подборками полезных методических материалов, подготовленных Гринпис России. Участники семинара выразили благодарность организаторам семинара и готовность к продолжению сотрудничества.
Н.В. Мех – к.пед.н., заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского биосферного заповедника
Фото: Гавриловой Т.О, Чешихиной Р.А.