Большому другу птиц – Дмитрию Брониальдовичу Левченко

Проходя по центральной усадьбе  Дамчикского участка Астраханского заповедника, непременно обратишь внимание на десятки скворечников, установленных почти на каждом тополе, что образуют центральную его аллею.  Если же пройти по левому берегу реки Быстрой, на  котором  и расположена усадьба,  можно увидеть на ивах и вязах небольшие дуплянки или искусственные домики для больших синиц и лазоревок, выставленные на высоте человеческого роста. А на старых деревянных домах еще довоенной постройки заботливой рукой установлены укрытия для гнездования трясогузок, сделаны поддержки для гнезд деревенских ласточек. И ежегодно большое количество птиц успешно выводят птенцов в этих искусственных  гнездовьях.

Все эти жилища для пернатых на протяжении многих лет изготавливал и устанавливал Дмитрий Брониальдович Левченко. К сожалению, сегодня его уже нет с нами. Дмитрий Брониальдович ушел из жизни 5 мая прошлого года (2017). Заповедник потерял высококвалифицированного полевого биолога – натуралиста и популяризатора науки, мы – коллегу, надежного помощника и друга, а птицы – своего доброго и бескорыстного покровителя.

Дмитрий Брониальдович родился 3 августа 1953 г. на Украине в селе Кинашовка Маньковского района Черкасской области. После общеобразовательной школы в 1972 г. он закончил Щацкий лесной техникум, получив специальность техника – лесовода. Знания лесного хозяйства совершенствовал в лесозаготовительных организациях Вологодской области, куда был командирован после окончания техникума.

В дельту Волги и на Каспий Дмитрий Брониальдович попал во время армейской службы. Он служил в Каспийской флотилии ВМФ вначале матросом, а затем старшиной. Всегда улыбчивый и веселый флотский старшина домой вернулся уже не один, а с женой – Ниной Михайловной – коренной волжанкой из села Николо-Комаровка. На малой Родине после водных просторов Волги и Каспия Дмитрий Брониальдович стал заниматься вопросами внутрихозяйственного землеустройства. Там Нина Михайловна подарила ему первенца – сына Александра.

Кто жил на Волге, согласится со мной в том, что «оторваться» от нее очень не просто. Прожив четыре года на Украине, семья вернулась в  Астраханскую область. И 19 марта 1979 г. супруги Левченко поступили на работу в Астраханский государственный заповедник на Трехизбинский участок. Сначала Дмитрий Брониальдович работал на должности лесотехника, а позднее был переведен на должность помощника лесничего. В тот период лесничими называли руководителей заповедных участков. Через несколько лет семья Левченко переехала на Дамчикский участок заповедника, где вскоре у них родилась дочь – Вероника.

На Дамчикском участке, где более сосредоточена наука и ведется активная экскурсионная работа, Дмитрий Брониальдович был экскурсоводом, старшим лаборантом, техником научного отдела. На какой бы должности он не работал, его всегда очень увлекали фенологические наблюдения за жизнью заповедной природы. А для этого нужны не только знания, но и любовь к ней. И еще это требует наблюдательности и дисциплины.  Фенологическая работа в заповеднике является важным разделом научной работы. Это и понятно, ведь где как не в заповедной природе можно получать и совершенствовать знания по составу, структуре и изменениям региональной флоры и фауны, срокам сезонных явлений в жизни животных и растений, собирать сведения по экологии и биологии отдельных видов. Кажущаяся стихия жизни дикой природы всегда подчинена строгим сезонным ритмам, зависит как от естественных природных явлений, например, таких как смена времен года, количество выпадающих осадков, изменения уровней воды, весенние половодья, так и от влияния на природные процессы все возрастающей хозяйственной деятельности человека.

Все работающие в заповеднике сотрудники, находясь в угодьях, в меру своих знаний должны регистрировать отмеченные ими природные явления, встречи животных, находки гнезд птиц, фенологические фазы развития растений и многое другое. Эти сведения записываются наблюдателями на специальные фенологические карточки, которые сдаются в зоологическую картотеку заповедника. По окончании года по этим материалам научные сотрудники ежегодно пишут большое количество видовых очерков в  «Летопись природы Астраханского заповедника». Книги эти хранятся в заповеднике уже около 70 лет. Многолетние материалы летописей  являются оригинальным и ценным научным материалом, отражающим реальные события в жизни природы. Помимо познавательных целей, они имеют и природоохранное значение. По ним можно судить об изменениях во флоре и фауне, растительном и животном мире и состоянии угодий. Они используются при подготовке различных нормативных документов, например, региональной Красной книги.

 Для повышения культуры фенологической работы в Астраханском заповеднике много лет практикуется указывать фамилии наблюдателей, сообщивших важную информацию в летопись природы. Просматривая книги заповедных летописей, очень скоро убеждаешься в том, что много сообщений в них поступало от Левченко. Особенно много информации поступало от него по птицам. Благодаря хорошим знаниям фауны птиц, Дмитрий Брониальдович отмечал редкие виды, научная информация по которым очень бедна. Им было зарегистрировано несколько видов птиц, ранее не отмечавшихся орнитологами в региональной орнитологической фауне. С его помощью собран обширный материал по гнездовой биологии некоторых видов воробьинообразных птиц. Опубликованные в научных статьях, монографиях, «Астраханской энциклопедии», они доступны учащимся, студентам, педагогам и всем любителям птиц. В Трудах Астраханского государственного заповедника можно увидеть слова благодарности Д.Б. Левченко от коллег научного отдела за его вклад в изучение природы волжской дельты. Имеются статьи, где он указан и как их соавтор.

Добрую память оставил о себе в Астраханском заповеднике Дмитрий Брониальдович Левченко – натуралист, полевик, знаток региональной фауны, популяризатор научных знаний о природе прекрасной волжской дельты. Он проработал в заповеднике 38 лет. Светлая ему память.

Герман Михайлович Русанов – старший научный сотрудник, орнитолог Астраханского заповедника. Фото: Е. Полонский.