27 июня 2014 года завершилась ихтиологическая смена Полевой экологической школы Астраханского биосферного заповедника. Участники с новыми знаниями и впечатлениями разъехались по домам. Пришло время подвести итоги.

Мы уже рассказывали на нашем сайте о том, как прошли первые три дня «Заповедной смены» на Дамчикском участке Астраханского заповедника. Самым ярким впечатлением 3-го дня для участников стала конечно же акция по спасению молоди рыб из полоев. В каждом «мыслеобразе» участники отметили, что им понравилось «как мы спасали малька», «бегать за мальками с сеткой», «спасение рыбок», «вылавливать и взвешивать мальков» и «узнавать вид мальков».  Этот день оказался настолько интересным и разнообразным, что прошел быстро и весело,  сначала все дружно спасали мальков, потом изучали их и подсчитывали результаты, поэтому не удивительно, что все единогласно выразили готовность пойти на спасение рыбной молоди и на следующий день. Многие отметили в своих «мыслеобразах», что хотят «снова спасать мальков и узнавать какая это рыба» и они снова пойдут спасать мальков потому что это «понравилось и интересно» и «приносит пользу природе», это нужно для того  «чтобы было много рыб» и «им хочется жить».

Итак, утром четвертого дня, сразу после завтрака, все отправились на новый полой для проведения спасательной операции. Следует отметить, что этот водоем оказался более многоводным, поэтому по сравнению с предыдущим днем, нашим юным ихтиологам удалось спасти почти в 6 раз больше мальков — более 96 тысяч. Отличался и видовой состав спасенной молоди, в отобранной во второй день пробе преобладала молодь густеры (33,26%), воблы (14,59%), красноперки (11,52%) и леща (11,07%), достаточно много оказалось уклеи (8,6%) и совсем немного карася (2,5%) и сазана (1,2%). Не встретились в отобранной пробе мальки жереха, судака и золотого карася, которые присутствовали в другом полое, исследованном нашими участниками накануне.

_1CG3fCgcIs

Всего за время Полевой экологической школы «Заповедная смена» юными ихтиологами было спасено более 113 тысяч мальков. Даже если в реке из них выживет хотя бы 10%, вклад наших участников в сохранение биоресурсов дельты Волги весьма существенный — ведь каждый спас не менее 750 рыб различных видов! Четвертый день в «мыслеобразах» наших участников прошел под девизом «Спасем как можно болье малька!»  По результатам акции первое место заняла команда «Полдневое» (57,16% всей спасенной молоди), второе — команда «Гандурино-Нижненикольский» (26,76%) и третье место — самые юные наши участники, команда «Травино» (16,08%).

Традиция сохранять рыбные запасы области при помощи подобных мероприятий уходит еще в дореволюционное прошлое. Спасали молодь из пересыхающих водоемов и в советское время. Тогда этим занимались пионерские и комсомольские отряды. Но в годы перестройки эта работа остановилась, и возродилась вновь в нашем регионе в 2000-е годы. В Астраханском заповеднике впервые акция по спасению мальков проходила в 2008 году в рамках ихтиологической смены. Очевидно, что для спасения молоди необходима планомерная работа в масштабах всей области, ведь в отшнурованных водоемах ежегодно остаются миллионы мальков, обреченных на гибель. Реальную помощь в сохранение биоресурсов региона и восстановлении численности многих видов рыб, как показывает практика, могут оказать школьники. Анализ информационных сообщений СМИ о работе «Голубых Патрулей» в нашем регионе показал, что акции по спасению молоди имеют большое  значение, как для сохранения и пополнения биоресурсов, так и для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе. Так, например, в 2002 году в 144 отшнурованных водоемах отряды «Голубых Патрулей», сформированные из учащихся сельских школ, отловили и выпустили в реку около 67 млн. мальков сазана, леща, судака и воблы, в 2004 году  в акциях по спасению молоди рыб приняли участие 612 школьников, которые спасли более 215 млн. мальков сазана, судака, воблы, леща и других видов рыб, в 2013 году — 75 экологическим отрядам удалось вызволить из плена и выпустить в большую воду более 125 млн. мальков сазана, воблы, леща, карася, щуки, судака. Подобные акции в регионе проводились при поддержке областной администрации, туристических фирм, крупных предприятий и организаций. Мы надеемся, что в 2014 году эта традиция будет продолжена и выпускники нашей «Заповедной смены» смогут не только продолжить эту важную работу, но и поделиться полученным опытом и обучить как можно больше единомышленников в своих населенных пунктах.

Как бы то ни было, но с выпускниками «Заповедной смены» мы скоро встретимся — каждая команда разработала экологический проект, который будет реализован в 2014-2015 учебном году в сотрудничестве с Астраханским заповедником. Команда МБОУ «Полдневская СОШ»  разработала проект «Посади своё дерево» в рамках которого силами инициативной группы учащихся 6-9 классов вдоль береговой линии будут высажены черенки ивы и организован «Зеленый Патруль» по уходу за ними. Сотрудники Астраханского заповедника смогут помочь нашим юным экологам консультациями по заготовке, хранению и высадке ивовых саженцев. Учащиеся МБОУ «Травинская СОШ» подготовили 2 проекта. Один проект — будет осуществляться в селе Гандурино и пос. Нижненикольский под девизом «В чистом мире лучше жить и с природою дружить. А за чистую Планету выступают даже дети!» Этот проект долгосрочный, он направлен на вовлечение молодежи в активную природоохранную деятельность. Предполагается проведение разноплановой сезонной работы: уборка территории, изготовление и размещение кормушек и скворечников, подкормка птиц в зимний период, спасение молоди рыб из отшнурованных водоемов, эколого-просветительская работа среди односельчан и младших школьников. Наша задача помочь нашим активистам найти понимание и поддержку в администрации МО «Образцово-Травинский сельсовет» и принять активное участие во всех мероприятиях и акциях. Другой проект под девизом «Давайте жить дружно!» посвящен змеям. Неожиданная тема, учитывая неприязнь большинства людей к этим животным. Тем не менее, наши юные герпитологи решили коренным образом изменить отношение односельчан к этим пресмыкающимся. Сотрудники Астраханского заповедника будут помогать нашей агитбригаде в их просветительской работе в защиту змей.

D0Fkf6z3INI

После защиты итоговых проектов, ребята поделились своим впечатлениями о работе в Полевой экологической школе «Заповедная смена». «Дерево наших ожиданий», которое мы все вместе создавали в первый день теперь пополнилось «плодами». Вот некоторые отзывы наших участников:

— «Я узнал, как можно определить рыб, когда они еще были мальками. Я хочу еще раз приехать сюда, но уже изучать птиц»;

— «Мне эти знания очень пригодятся. Я бы хотел приехать сюда еще раз».

— «Я узнал много нового о рыбах: как определять какого они вида, сколько им лет, как различить их пол. Было интересно.»

— «Мне хотелось бы продолжить пребывание в этой школе. Я получила много знаний по ихтиологии. Интересно и спользой провела время».

— «Мне очень понравилось быть здесь. Я много узнала о рыбах. Лекции, мероприятия были познавательными и весёлыми. И я хотела бы приехать сюда снова.»

— «Все мои ожидания сбылись. Я узнала намного больше о рыбах и мне эти знания пригодятся на практике. Я бы хотела приехать сюда ещё.»

— «Ожидания сбылись. Получил расширенные знания о рыбах. Новые знания о рыбах мне конечно же пригодятся. Я бы хотел еще изучать птиц. Я бы с радостью вернулся сюда.»

— «У меня всё сбылось. И я много всего узнала нового. У меня есть желание — чтобы смена продлилась еще. Мне пригодятся все эти знания на практике.»

По итогам анкетирования наша Полевая школа получила высшую оценку всех участников — 5 баллов. В числе самых интересных мероприятий в программе ихтиологической смены были отмечены «практические занятия», «исследование рыб», «спасение мальков», «экскурсия в авандельту», «игры и викторины», а также «разработка проекта». Абсолютно все участники Полевой школы готовы привлекать друзей для спасения мальков из пересыхающих водоемов в районе своих населенных пунктов. Многие участники (77,8%) выразили желание приехать в нашу Полевую экологическую школу для изучения растений, птиц и млекопитающих, еще несколько человек (16,7%) хотели бы изучать все науки в комплексе, а остальные участники (5,5%) хотели бы снова приехать именно в ихтиологическую смену.

Настало время подведения итогов, каждая команда на протяжении всей Полевой школы боролась за первенство, активно участвуя в акциях по спасению молоди, экологических играх, викторинах и различных соревнованиях. По итогам ихтиологичекой смены I место заняла команда «Полдневое», II место — команда «Гандурино-Нижненикольский», а III место — самые юные участники — команда «Травино». Каждая команда получила диплом и памятные подарки — книги, буклеты и наборы открыток о заповеднике, а также карманные календарики на 2015 год.  В завершении участники собрались на пирсе для коллективной фотографии на память.

Полевая школа завершила свою работу, а Астраханский заповедник ждет новых встреч с юными экологами. В августе мы ожидаем на познавательные экскурсии победителей и призеров Фестиваля детских экологических театров «Через искусство к зеленой Планете», которые получили сертификаты на бесплатное посещение Астраханского заповедника в период цветения лотоса.

Мех Н.В. — к.п.н., заместитель директора по эколого-просветительской работе Астраханского биосферного заповедника. Фото: Т.О.Гавриловой, Н.О.Мещеряковой, Н.В.Литвиновой.

 

 

 

Written by editor_alex